Жизнь человека малосодержательна и суетна, когда за его практической деятельностью не стоит духовный интерес. Любое человеческое сообщество, потерявшее нравственные основы, погружается в состояние душевной опустошенности и деградирует. Поэтому экология духовной среды обитания должна быть предметом постоянной заботы и внимания государства.
Гражданская пассивность многих из нас способствует тому, что бездуховность занимает все более прочные позиции в обществе, и без проповеди гражданской нравственности, нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках самостоятельного школьного курса не начнется наше движение к гражданскому обществу. У значительной части молодежи очень слабые базовые понятия о нравственности, которую она воспринимает не как реальную действительность, а как некий красивый вымысел. Конечно, в школе, в основном на уроках литературы и истории, подростки получают некоторый базис нравственных знаний. Однако упомянутые дисциплины дают все же опосредованное восприятие нравственных принципов. Сегодня целесообразно преподавать основы гражданской нравственности с более современных позиций – как фундамент межличностных взаимоотношений. Многоконфессиональность россиян усложняет изучение в государственной школе основ культуры какой-либо одной религии и особенно в Татарстане.
Выход из положения видится в преподавании в школе курса основ гражданской нравственности, лишенного религиозной специфики. Начиная с периода Ренессанса, нормы нравственности постепенно отпочковываются от вероучения и становятся самостоятельным основанием светского, гражданского мировоззрения.
Преподавание в школе основ гражданской нравственности, безусловно, получит общественный резонанс и поддержку. Эти уроки будут удачно дополнять существующий курс “Обществознание”. Понятия о духовной пище и нравственном выборе получат широкое распространение среди граждан и отрицать их значение станет неэтично. Однако желательно, чтобы уже сегодня “стандарт образования” имел конкретное нравственное наполнение.
Человек сам устанавливает для себя границы деятельной свободы, духовно-нравственные ценностные ориентиры. Внутри этого поля лежит и ответственность за содеянное. С малодуховного человека спросить почти нечего. А это значит, что преобразование жизни общества надо начинать с развития духовного мира человека, его нравственной культуры.
Если степень нравственного сознания отдельно взятого человека – дело его личной компетенции, то моральный облик государственной власти, должен находиться в сфере общественного внимания. Поэтому развитие капитализма в России должно сопровождаться распространением среди граждан, в том числе предпринимателей и чиновников, основ гражданской нравственности. Оба эти процесса должны идти одовременно, бок о бок. В случае значительного разрыва между развитием частнособственнических отношений и нравственным сознанием населения возникает социальное напряжение. Не поддержав сегодня общеобразовательную школу в ее попытках смелее сориентировать воспитательный процесс именно в этом направлении, российская общественность очень скоро пожнет совсем уж горькие плоды.
Алексей ГАМАНИЛОВ.
Учитель.