– Мне нигде не хотят помочь! – прямо с порога начинает рыдать женщина. – Может, вы защитите мои права человека? Если уж и вы бросите в беде…
Слезы и эмоции не дают ей договорить, мешают внятно сформулировать суть проблемы, с которой она пришла в аппарат уполномоченного по правам человека в РТ. Она обижена на чиновников, которых “пушкой не прошибешь, потому что они черствые и бездушные”. Досталось от взвинченной посетительницы и законам, которые “придуманы для мученья людей”.
Вообще-то претензии и душевное состояние этой женщины понятны. У нее, матери, действительно беда, потому что речь идет о ее дочери.
История такая. Уроженцы Казани Елена и Виктор поженились еще студентами. После окончания института молодые супруги получили распределение на Украину. Рожать ребенка Елена предпочла у себя на родине – здесь и дом родительский, и мамина поддержка.
С распадом Союза, в “серпастых и молоткастых” паспортах супругов был проставлен штамп, свидетельствующий об их украинском гражданстве. В 1995 году семья вернулась в Казань. Елена прописалась у сестры, а муж – у своих родителей. Однако вскоре семья распалась.
В отличие от бывшей жены, Виктор еще в 1995 году оформил российское гражданство, а Елена не видела необходимости в его получении. Мол, прописка есть, и ладно! Приступить к этой процедуре ей все-таки пришлось осенью прошлого года, поскольку дочери вскоре предстояло получать паспорт. Без главного документа в жизни не обойтись, стало быть, надо было заодно решить и вопрос со своим гражданством.
Однако с введением в июле 2002 года Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” процедура получения гражданства бывшими нашими соотечественниками намного усложнилась. Тем, кто не воспользовался прежней возможностью оформления российского гражданства, сначала предстоит выйти из гражданства другого государства. А Украина теперь, как говорится, “совсем вильна”. Кроме того, до получения гражданства надо получить еще и вид на жительство. Для чего пришлось Елене, как предписывает закон, заполнить необходимые бумаги. По ее словам, тогда в Управлении паспортно-визовой службы ей посоветовали не оформлять отдельных бумаг на дочь – дескать, ребенок автоматически получит вид на жительство, достаточно его вписать в анкету матери. Как тогда показалось Елене, никаких проблем с оформлением бумаг их не ожидает, и мать с дочкой отложили это дело на полгода. А нынешней весной, когда дочери исполнилось 16 лет, направилась Елена в паспортно-визовую службу.
От полученной здесь информации ее прямо жаром обдало. О ее девочке тут слыхом не слыхивали и указали на необходимость заполнения отдельной анкеты на нее. Это означает, что госпошлину платить предстоит в два раза больше…
– Нет у меня таких денег! – всхлипывает Елена. – Не работаю, живем с дочкой на пенсию в 800 рублей. Это чернобыльские деньги. Мы жили в зоне заражения. Госпошлину с каждой надо платить по тысяче сто рублей… Почему к нам никто не пришел и не подсказал, что надо оформить гражданство? Мы же легально сюда приехали! И прописались вовремя…
Комментарий специалиста.
Людмила КРЮЧКОВА,
главный специалист аппарата уполномоченного по правам человека в РТ:
– То, что логика нынешнего закона о гражданстве противоречит реальности, сегодня говорят на всех уровнях власти. Правоприменительная практика Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” не раз доказала усложненность процедуры получения гражданства для наших бывших соотечественников, переехавших на постоянное место жительства в Россию из государств, ранее входивших в состав СССР. По существу, они оказались приравненными к иностранным гражданам дальнего зарубежья.
Описанный случай говорит о том, что, к сожалению, сами люди поступают безответственно к своим обязанностям по отношению к оформлению собственного гражданства. Ясно же: приехал в другое государство, будь добр сразу соблюсти все необходимые формальности, получи гражданство! Елена восемь лет ждала, что за нее это сделает какой-то добрый дядя. Какая беспечность! Ведь в 1995 году стоило написать заявление в паспортно-визовую службу, заплатить госпошлину чуть более 300 рублей, сдать старый паспорт и получить взамен новый. Вот ты и гражданин российский! До 2002 года не было такого понятия, как временный вид на жительство.
И все-таки история Елены отнюдь не беспросветна. Пункт 3 статьи 25 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” говорит, что если один из родителей приобрел российское гражданство, тогда по его заявлению ребенок может получить гражданство России. Поэтому хорошо, что отец девочки успел получить гражданство, а сама она родилась в Казани. Разумеется, Елене предстоит представить документ, подтверждающий рождение дочери в соответствующем роддоме. Думаю, в получении справки такого вида у нее проблем не будет.
А Елене все-таки придется пройти весь необходимый путь получения гражданских прав в Российской Федерации не только для себя, но и для дочери. Известно же, что Магомет идет к горе, а не наоборот.
Зульфира ТУГАНОВА.