Страх перед холестерином все чаще отвращает наши взоры от масла и обращает их к многочисленным разновидностям маргаринов. В отличие от животных жиров и сливочного масла маргарин содержит незаменимые жирные кислоты, необходимые для нормального развития и функционирования организма, жиры в нем – преимущественно растительного происхождения. Злополучного холестерина, провоцирующего многие сердечно-сосудистые заболевания, вовсе нет. И с точки зрения здорового питания он, несомненно, гораздо полезнее сливочного масла (хотя и не для всех, но это – тема отдельного разговора).
По российским стандартам маргарин может иметь от 62 до 80 процентов жирности. Однако отечественные производители выпускают продукцию и с более низким содержанием жира и тоже называют ее маргаринами.
К маргариновой продукции относится и кулинарный жир – он также изготовлен из растительных масел, но не содержит воды и предназначен для кулинарных целей.
Маргарин с низким содержанием жира используется для бутербродов и выпечки, он не годится для жарки – содержащаяся в нем влага на сковородке разбрызгивается.
При изготовлении маргаринов используются подсолнечное, хлопковое, соевое, кукурузное, арахисовое, рапсовое, кокосовое масла (все рафинированные и дезодорированные), соль, сахар, ванилин, лимонная кислота, витамин А, эмульгаторы, красители, консерванты, ароматизаторы, вода, иногда – молоко, случается, немного сливочного масла – оно придает маргарину любимый многими сливочный привкус, а содержание холестерина увеличивает минимально.
И все было бы замечательно, если бы иные производители не стеснялись называть маргарин своим именем. Неизвестно, почему им так претит это название, но они стараются его избежать. До того доходит, что порой просто никак не называют свой продукт. А что скрывается за красочной этикеткой, если, например, на упаковке указано: “легкое” или “сливочное”? Насчет легкости – это вопрос спорный: в иных маргаринах жира 80 процентов! А слово “сливочное” у многих покупателей ассоциируется с традиционным маслом. С одной стороны, прямой обман – производитель дает заведомо недостоверную информацию о своем товаре. Но с другой стороны, слова “масло” на упаковке-то нет!
Тем не менее это – уловка, противоречащая и Закону РФ “О защите прав потребителей”, и российскому ГОСТу “Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования”. В последнем, в частности, сказано, что информация на этикетке должна быть “однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности” продукта. Помимо того, на этикетке обязательно должно быть указано наименование продукта.
А случается, производитель называет свой продукт просто “маслом”. Слово “сливочное” не добавляет. Вот и гадай, что это такое. Впрочем, достаточно изучить список ингредиентов. Если есть растительные жиры – значит, перед вами маргарин.