Вы согласны быть пушечным мясом в табачной войне?

Курение.

Курение… Проблема эта стара как мир. Но напомним еще раз.


В составе табачного дыма выделено 43 канцерогена. В нем содержатся окись углерода (как и в выхлопных газах автомобилей), ацетон (используется в растворителях), цианид водорода (использовался в газовых камерах), аммиак (входит в составы для чистки сантехники), ртуть, свинец, бензол, кадмий (наполнители автомобильных аккумуляторов), формальдегид, мышьяк, толуол (входят в состав промышленных растворителей), никотин (используется для изготовления инсектицидов и крысиного яда). Токсичность дыма превышает в 4,25 раза токсичность выхлопных газов автомобилей и в 248 раз выше токсичности отработанного газа газовых горелок.


С появлением научных данных о том, что табачный дым, выделяемый в окружающую среду, причиняет вред некурящим, курение перестало быть вопросом личного выбора – теперь это проблема общества в целом.


Как действуют вещества табачного дыма, “подогретые” огнем сигареты, на организм курильщика? По данным Всемирной организации здравоохранения, в стране ежегодно от болезней, связанных с курением, умирает 300 тысяч человек. Жизнь российского курильщика короче жизни некурящего в среднем на 20-25 лет.


А что все-таки надо делать тем, кто всерьез озабочен здоровьем нации?


Увы, проект закона, подготовленный депутатами и Комитетом Госдумы по здравоохранению, где табак и алкоголь названы наркотиками и “геноцидными продуктами”, не получил поддержки в Думе. Для всех очевидно, что в России антитабачные силы пока проигрывают. Страна входит в число трех крупнейших в мире рынков табака.


А чему тут удивляться? У нас с раннего возраста люди приучаются жить в табачном дыму. Курят рядом с детской коляской, многие – дома, причем курят главные авторитеты “по жизни” – родители. За пределами дома – та же картина: курят соседи в подъезде, водитель в автобусе, начальник в кабинете, герой фильма на телеэкране… В косвенную пропаганду курения вовлечены и “мультики”: например, папа Малыша – вроде бы положительный мужской персонаж, однако курит за столом в присутствии жены и троих детей. Образ папы из “мультиков” про Простоквашино тоже “украшен” дымящейся трубкой.


А ведь для ребенка естественно стремление быть как взрослые. Между тем известно, что, если до 20 лет удержать молодого человека от употребления табака и спиртного, вероятность потребления им наркотиков почти нулевая.


Беда в том, что из-за эпидемии зависимости сигареты полностью запретить невозможно. Но ведь можно запретить использование той же рекламы, повышающей привлекательность сигарет! Увы, информационное пространство у нас сильно искажено в пользу табачной индустрии.


По сути, табачные компании продают не просто физический продукт (никотин в упаковке), а стиль жизни – изысканность, тонкость, социальное признание, сексуальную привлекательность, которые якобы сопровождают курение. Посмотрите на рекламные щиты в той же Казани: у изображенных на них курильщиков нет тусклых волос, землисто-серого цвета лица, “прокуренных” зубов, коричневых пальцев. Их лица молоды, обаятельны, привлекательны! Табачники обещают “вкус вольной жизни”, “альянс вкуса и стиля”, “легкий контакт”, “новые перспективы”, “чистый адреналин”, “жизнь в удовольствие”, “вкус, объединяющий мир”, “новую классику”, “особый мир”, “смещение граней привычного”. Последние два обещания – как раз для подростков, когда их “садят на иглу”. В состоянии ли ребенок, которого еще только учат читать-писать, объединить в одно целое образ зловонного дядьки в подъезде со сверкающей зубами девушкой на щите? Понять, что суть зависимости одинакова у бомжа, подбирающего окурки, и представителя элиты, достающего “престижные” сигареты из позолоченной пачки?


Что мы можем противопоставить этому циничному прицелу в подрастающее поколение? Запретить рекламу табака и учить детей думать, защищать свои права.


Да что детей – многие взрослые покупаются на словосочетания “легкие сигареты”, “мягкий вкус”. Но что на самом деле за ними стоит? Говорить о “легких”, “мягких” сигаретах – то же самое, что предлагать “легкий” цианид или “мягкий мышьяк с безупречным вкусом”.


Кто-нибудь скажет: “Да кто на эту рекламу внимание обращает!” Не обращал бы никто – не тратились бы табачными баронами на рекламу огромные деньги.


Курение в своей сущности – жалкий порок, искусственно создаваемая потребность. Лжи-вая реклама, уверяющая нас в обратном, оплачивается табачной индустрией – единственной реальной силой, заинтересованной в широком распространении курения.


“Они” тратятся не только на саму рекламу, оплату ее размещения, регулярное обновление (за последние полтора месяца – я наблюдаю в Казани проспект Ямашева от компрессорного завода до ДК химиков – трижды на щитах обновлялись протабачные картинки), но и на исследования личности курильщика, его слабостей, убеждений. Один из пиарщиков табачной отрасли как-то разоткровенничался: “Количество курильщиков сокращается. Нам важно успокоить их, чтобы они оставались нашими клиентами как можно дольше. Творческий подход требует, чтобы в рекламе обыгрывался стиль молодежного самовыражения, независимости и свободы – эти элементы особенно важны для молодых мужчин. Сценарии и ситуации для имиджей следует выбирать так, чтобы сигареты ассоциировались у аудитории с приятным времяпрепровождением в кругу друзей, где употребление данного продукта является нормальным, приемлемым, доставляет радость, чтобы курение воспринималось как расслабляющее, приятное удовольствие, невинное баловство. Курильщиков необходимо постоянно успокаивать и повторять им, что в курении нет ничего плохого”.


Нужно ли комментировать сказанное?


Действительно, посмотрите, как широко в рекламе используется “это сладкое слово “свобода” и другие, близкие по смыслу: “Навстречу свободе действуй сейчас!” (подпись: “Команда искателей приключений Marlboro”), “Выбор – ВСЕ ПО максимУМУ!”, “West – твой лучший выбор”, “Мое время – мое удовольствие”, “R1 – шаг в будущее”, “Ночь твоя – добавь огня!”, “West Money – Оторви и отрывайся!”, “Знай наших!”


Мне несколько лет довелось работать в качестве эксперта при рассмотрении уголовных правонарушений. Перед судебно-психологической экспертизой у нас в стране пока ставятся в основном вопросы о состоянии и умственном развитии несовершеннолетних, попавших в той или иной роли на страницы уголовного дела. Вот формулировки экспертных заключений: “В соответствии с выявленным уровнем умственного развития испытуемый не мог в полной мере осознавать значение совершаемых с ним действий”, “Учитывая анализ условий развития и индивидуально-психологические особенности, эксперты пришли к заключению, что состояние можно квалифицировать как беспомощное”. В судебной практике эти формулировки берутся в качестве весомого аргумента при вынесении приговора. В данном случае, оценивая давление рекламы и бытовой культуры на несформировавшуюся юную личность, я могла бы подписаться под такими “отягчающими” формулировками. Участвуя – прямо или косвенно – в формировании положительного отношения к табакокурению, общество совершает преступление перед детьми.


Татьяна ГОРЮНОВА.
Психолог казанского центра “Выбор”,
координатор проекта “За здоровье общества”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще