Эх, какой замечательный повод выпустить пар и набрать себе очков наперед был у народных избранников на прошлой неделе! Однако, вероятно, желание побыстрее разделаться с вопросами повестки дня сессии и вовремя уйти в отпуск возобладало над популистскими устремлениями. Тюремную тему не стали развивать никак – просто приняли к сведению проблемы зеков и на этом расстались до осени.
Между тем разговор о реформировании уголовно-исполнительной системы намечается весьма и весьма серьезный. Он просто неизбежен! Если нынешнему составу Госсовета и удастся отвертеться от него, то предстоящему, скорее всего, придется начинать именно с экстренного обсуждения отдельной бюджетной строки, предусмотренной для поддержания штанов учреждений Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по РТ (далее – УИН). Начальник УИН Д.Хамадишин, проинформировавший депутатов о ситуации с содержанием заключенных, предоставил в их распоряжение обширный материал для размышления.
Даже трудно сказать, сколько уже лет подряд следственные изоляторы, колонии и тюрьмы вынуждены влачить жалкое существование из-за постоянного дефицита бюджетных средств. Не новость, что изоляторы, материальная база которых практически не обновляется, переполнены донельзя. Условия содержания в них не только унижают человеческое достоинство, причиняя физические и нравственные страдания, но и нарушают права человека на охрану здоровья и личную безопасность. Получить здесь, что называется, перышко под ребрышко рискует едва ли не каждый. Шанс выйти здоровым из неволи нереален на все сто процентов. На 1 июня 2003 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы республики содержались 829 больных активными (!) формами туберкулеза (весь контингент составлял на этот день 16280 человек, причем все – татарстанцы). Кроме того, здесь обретается более 900 ВИЧ-инфицированных. И это при том, что житие-бытие заключенных в тесные и душные камеры людей едва ли лучше состояния сельдей в бочке. Если на диагностику, лечение и профилактику туберкулеза еще предусмотрены какие-то крохи, то с ВИЧ-инфекцией хоть караул кричи – ни единой копейки!
Понимаю, что простой обыватель, скорее всего, не проявит никакого сочувствия к людям, отбывающим наказание. Однако его остро интересует: а крепки ли стены в колониях, не случится ли побег из зоны? Вынести мнение о надежности исправительной системы читатель может сам. Как сказано в докладе, укомплектованность учреждений техническими средствами охраны и надзора составляет 53 процента от табельной положенности. Из имеющихся основных средств охраны (которых тоже не хватает) половина отработала свой ресурс и подлежит списанию. Так что, милые граждане, никто из нас не застрахован от встречи нос к носу с беглым зеком. И в наших же интересах ратовать за то, чтобы государство не игнорировало исправительную систему, отдав ее на откуп стражникам, которые и сами-то беднее церковной мыши. Так, у сотрудников УИН нет своей поликлиники, базы для проведения культурных и спортивных мероприятий, а в очереди на жилье стоит 1200 человек…
Впрочем, можно долго расписывать проблемы, беды и болячки системы УИН, и все мы о них, кажется, знаем. Но не пора ли наконец от констатации набивших оскомину вопиющих фактов перейти к более конкретной постановке вопроса: что же делать?
Как раз этому и был посвящен доклад нового шефа УИН Хамадишина, который за минувшие со времени назначения месяцы, кажется, настолько изучил уголовно-исполнительную систему, что готов предложить развернутую концепцию решения некоторых ее проблем.
В основе республиканской целевой программы “Реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста РФ по РТ на 2004-2008 годы” лежит глобальная цель – приблизить условия отбывания наказаний к международным стандартам обращения с заключенными. Эта благая цель вмещает в себя многое, в том числе повышение качества воспитательного процесса, реанимацию производств и обеспечение осужденных работой, создание условий для последующей социальной реабилитации лиц, освобождающихся из неволи.
Так, планируется, например, реконструировать режимный корпус на 550 мест в учреждении УЭ-148/Т, построить корпус на 80 мест в учреждении ИЗ-16/1, а также капитально отремонтировать коммунально-бытовые объекты Казанской воспитательной колонии.
Огромная работа предстоит по финансовому оздоровлению промышленных и сельскохозяйственных предприятий системы. Увы, каждое третье из них убыточно. Сегодня кредиторская задолженность цехов составляет более 120 млн. рублей, из которых 46 млн. приходится на обязательные платежи налогов и сборов в бюджеты различных уровней, а также обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. В то же время в общем объеме имеющейся дебиторской задолженности (а это почти 24 млн. рублей) треть составляют внутрисистемные долги бюджетного сектора на содержание осужденных и жилого поселка при ИК-5.
Несомненно, что необходима и реструктуризация производственной деятельности. УИНовцы надеются при хорошем раскладе на то, что это позволит перейти на самообеспечение потребности системы в продуктах питания, вещевом имуществе, строительных материалах, продукции коммунально-бытового и специального назначения. На нормальном языке это означает, что осужденные не должны сидеть на шее у государства, то есть – свободных граждан, а сами себе обеспечивать если не безбедную, то хотя бы сносную жизнь за колючей проволокой. Но это возможно при одном условии – каждый из них должен иметь работу. А вот с трудоустройством-то дела совсем плохи.
Что предполагается? Модернизировать литейные производства, которые имеются в исправительных колониях №2, 5 и 19. Это даст возможность заняться выпуском хотя бы простенькой техники для фермерских и крестьянских хозяйств. В планах – организовать производство рубероида, изделий из пенобетона, открыть швейное, восстановить деревообрабатывающее производства и выпускать мебель.
Сегодня в пользовании учреждений УИН находится 7601 гектар земли, более половины этого клина занимает пашня. Есть задумки ввести дополнительные производственные мощности по переработке зерновых культур с последующей организацией мукомольного производства, выпуска крупяных и макаронных изделий, также заняться заготовкой рыбы, переработкой мясомолочной, овощной и прочей продукции. Все это позволит, по оценкам, увеличить численность работающих примерно на 2 тысячи человек. В таком случае ежегодный рост объемов промышленного производства за период реализации программы должен составить 5-10 процентов. Выполнение программы позволит за счет дополнительной трудовой занятости осужденных частично компенсировать расходы на их содержание в размере 9 млн. рублей ежегодно.
А пока жалованье работающего осужденного равняется 20 рублям в день. И это считается за великое благо, ибо на пачку сигарет хватает, а если поднакопить, то и с заваркой чая нет проблем. Но на зоне великая безработица. Представьте, более пяти тысяч человек хотели бы занять себя пусть даже копеечным трудом…