На недавнем расширенном заседании Кабинета Министров РТ рассматривались вопросы занятости населения. Что и говорить, безработица – острейшая общественная проблема. Где сегодня можно найти работу? И как ее будут искать люди, если вдруг их сократят или уволят?
Станислав Лисович, преподаватель КамПИ (Набережные Челны): Если, предположим гипотетически, у меня возникнет проблема с трудоустройством, искать новую работу по официальным каналам никогда не стану. Прежде всего потому, что в городских службах занятости (сознательно употребляю множественное число, поскольку Набережные Челны – не исключение) хороших вакансий не бывает, их попросту не показывают. И не только из-за злого умысла чиновников. Работодатели боятся во всеуслышание объявить о том, что нуждаются в сотрудниках. Подбор кадров ведется втихомолку. Как ни удивительно, советский синдром, выражавшийся в опасении принять талантливого специалиста (вдруг он составит тебе конкуренцию), до сих пор довлеет над менеджерами предприятий. Скажу больше: выпускникам КамПИ со средними способностями оказывается проще устроиться на работу, чем их сокурсникам, отличающимся оригинальностью мышления.
Поэтому, если окажусь безработным, буду действовать через знакомых, нынешних и бывших сослуживцев: авось, подскажут адресок, дадут рекомендацию…
Олег Абдуллин, охранник в частной фирме: Если уволят, пойду по проторенной дорожке: буду искать работу через знакомых. Так получилось, что год назад в поисках ее мне пришлось обратиться в центр занятости. Там предложили самую низкооплачиваемую работу, которая ко всему прочему не подходила мне по состоянию здоровья. Затем звонил по объявлениям, но везде требовались молодые, здоровые люди и опыт работы по соответствующей профессии. Мне – сорок пять, здоровья нет, образования нет, десять лет проработал на шинном заводе, потом занимался частным предпринимательством. Кому я нужен? Полгода назад через знакомых устроился в мебельный магазин, где и работаю за мизерную плату. Но так как нужно содержать семью, в свободное время, которого у меня сейчас много, занялся изготовлением поделок из мраморной крошки. Потом, может, еще что-то подвернется. Так что надеюсь только на себя и знакомых.
Людмила Домашнева, работник ОАО “Тасма-холдинг”: А где вообще у нас можно найти работу? На бирже труда нет ничего путного, ходить по предприятиям нет времени, да и сил. Поэтому когда от знакомых слышу, что где-то кого-то принимают на работу, прикидываю, подходит ли это для меня. Пока ничего достойного не увидела. Так что лучше синица в руках, чем мечтания о доходном месте.
Ирина Кудряшова, бывший учитель: В школе работать за мизерную зарплату надоело. Ушла. Знакомые предложили хорошее место. Сейчас работаю то ли гувернанткой, то ли няней. Забираю своего воспитанника из школы, делаю с ним уроки, затем гуляю с ним. Вечером “сдаю” ребенка родителям. Платят мне хорошо – две моих учительских зарплаты. Зато никакой нервотрепки за гроши. Многие мои коллеги в свободное время подрабатывают таким же образом. Это существенная доплата к зарплате рядового учителя. Если преподавателям не поднимут оклады, не на копейки, а существенно, то скоро в школах вообще некому будет работать.