Что принесла модернизация

Нижнекамская медицина в Татарстане на хорошем счету и на заметном месте. А муниципальный район, по словам главного врача Нижнекамской центральной районной многопрофильной больницы, – один из немногих в республике, где еще ни разу за время его существования не терялся естественный прирост населения.

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА

или Новаторство в здравоохранении по Александру Македонскому

Нижнекамская медицина в Татарстане на хорошем счету и на заметном месте. А муниципальный район, по словам главного врача Нижнекамской центральной районной многопрофильной больницы, – один из немногих в республике, где еще ни разу за время его существования не терялся естественный прирост населения. Здесь и живут дольше, и рожают больше. Средняя продолжительность жизни приближается к 72 годам; ну а если взять только женщин, то статистика вообще приводит цифру 76 с половиной лет – столько в среднем живут в некоторых развитых странах мира. Все это стало возможным в том числе и благодаря работе по профилактике заболеваемости и хорошо организованной медицинской помощи.

Казалось бы, чего еще желать? А ведь желают лучшего! И они по большому счету правы, нижнекамцы, в хорошем смысле избалованные доступными медицинскими услугами высокого качества.

И на самом деле все не так гладко, как хотелось бы. Нижнекамская медицина до недавнего времени была “больна” очередями, нехваткой специалистов, не говоря уже о недостатке денег на все необходимое. Диагноз “неэффективность” самокритично поставила местной системе здравоохранения местная же администрация. А поставив, определила курс “лечения” – модернизация.

По мнению муниципальной власти, только модернизировав систему, можно вывести организацию медицинской помощи на новый уровень качества. Дело не только в нехватке кадров (хотя их действительно не хватает) и тем более – не в недостатке больничных площадей и стационарных коек. Проблема, как считают власти, в том, что городу и району прежде всего не хватает организованности существующих ресурсов. Не хватало, если говорить с поправкой на произошедшие перемены.

Есть, например, в одной из больниц хитроумный аппарат с названием, что сразу и не выговоришь, который “умеет” исследовать кровь сразу по многим показателям. Так вот, его одного-единственного достаточно, чтобы обслужить за год миллион больных, если “раскрутить” на полную мощность. То есть при необходимости с его помощью можно почти четыре раза в год обследовать каждого жителя муниципального района. Но чудо-аппарат работает только для “своего” ограниченного контингента. Так же неэффективно работает и другая дорогостоящая и крайне необходимая для диагностики медицинская техника, в среднем загруженная примерно на половину своих возможностей.

В муниципалитете подсчитали: чтобы каждую больницу оборудовать всем положенным по необходимым стандартам, потребуется почти 600 миллионов рублей. Зато если сосредоточить то, что имеется, в одном “кулаке” и правильно распределить векторы обслуживания, то понадобится всего 180 миллионов.

Было, по мнению властей, и достаточно много дублирующих служб, не имеющих прямого отношения к медицине, но которые в обязательном порядке содержит каждая больница: аптеки, пищеблоки, административно-хозяйственные структуры. Они тоже, как решили инициаторы проекта модернизации, могли бы стать гораздо более эффективными, будучи сведены в одну сильную централизованную служ-бу.

Даже нехватка врачей в определенной степени могла стать менее ощутимой при более продуманной расстановке кадров.  Ведь как было? Если в поликлинике одной больницы не было собственного “узкого” специалиста, то для больного становилось невозможным делом попасть на прием в другой поликлинике: “чужого” больного нигде видеть не хотят… Зато когда медучреждения объединились, как было задумано, в одну центральную многопрофильную больницу, и на базе одной из поликлиник, а конкретно – поликлиники центральной районной больницы, был создан диагностический центр, где не только сконцентрировалась необходимая техника, но и начали вести прием все дефицитные “узкие” специалисты, разделение на “своих” и “чужих” попросту стерлось.

Направляет же пациента на прием к специалисту узкого профиля по-прежнему участковый врач общей практики. Он же фактически стал и распорядителем так называемого подушевого кредитования.

Участковый принцип обслуживания больных сохранился, только с некоторых пор, а точнее – с прошлого июня, когда начала работать модернизированная система, участковые врачи стали вести прием больных не в трех, как раньше, а в двух поликлиниках. Казалось бы, куда при таком перераспределении потока денутся очереди? Ответ на этот вопрос такой: врачебный прием ведется шесть дней в неделю с семи утра до семи вечера строго по предварительной записи. Как это сработает на деле, до поры, пока не попробовали на практике, сказать было трудно. Теперь ясно – сработало!

Не стало вечной проблемы – куда везти больного, чтобы приняли, – у “скорой помощи” теперь все больные стали “своими”.

Было и огромное желание привлечь новых специалистов, натыкавшееся на проблему: где им жить. Оказалось, что возможно решить и ее, причем своими силами, на муниципальном уровне. Четырнадцать, то есть половина, из вновь прибывших специалистов уже получили от муниципалитета ключи от квартир. Пока жилье считается служебным. Через положенный срок его можно будет приватизировать. При таком подходе руководство центральной больницы планирует полностью укомплектовать все положенные по штату должности.

Изменилась и система финан-сирования. Первым делом в республиканском Минздраве было получено принципиальное согласие на так называемое подушевое финансирование. Говоря проще, деньги теперь выделяются не по количеству посещений, как прежде, а по числу прикрепленных больных. Таким образом, врача перестал интересовать “вал”, раньше ведь чем больше больных приходило на прием, тем лучше. Зато теперь появилась заинтересованность в конечном результате. Валерий Овчинников любит приводить по этому поводу удачный пример “инноваторства” в этой области Александра Македонского, личному лекарю которого жалование выплачивалось только в том случае, если великий Александр не болел.

Пришли перемены и в детскую службу. Единым центром стали Детская городская больница с ее поликлиникой и стационаром, родильный дом и женская консультация. Цель все та же: выработка единой политики, направленной на улучшение обслуживания детей.

Объединение медицинских учреждений в одно привело к ощутимому сокращению управленческого аппарата, а стало быть, к экономии. Сэкономленные деньги пошли на повышение зарплаты персонала. Сегодня средняя заработная плата по больнице выросла в среднем на 10 процентов.

Как и обещали, не была закрыта ни одна сельская участковая больница, ни одна амбулатория. Наоборот – с позиций улучшения обслуживания в селе, как и в городе, организационно пересмотрели работу сельского здравоохранения.

Как и было обещано, модернизация не повлекла за собой массовых сокращений.

В июне прошлого года перемены вступили в свой первый этап. Сегодня, спустя полгода, даже бывшие противники перемен признали: модернизация оправдывает себя, хотя окончательно говорить об эффективности перемен здесь не спешат. Результат станет очевидным спустя хотя бы год работы по-новому. В целом же системе нужно дать хотя бы пару лет, чтобы увидеть ее реальные плоды.

На самом-то деле мы все, как правило, побаиваемся радикальных перемен. Даже если они касаются всего лишь собственной кухни, где все уютно, привычно, все под рукой. Но, может быть, стоит встрепенуться, выбросить старые шкафы, перекрасить стены, поменять кастрюли? Кто знает, может быть, после этого станет ничуть не хуже, а только лучше? Пока не попробуешь – не поймешь.

В Нижнекамске решили попробовать. Настрой по этому поводу оптимистичный.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще