Дорога к храму

.

Автор статьи: Роман ОБОЛЕНСКИЙ

information_items_1347366890

…Уже восстанавливается и реставрируется великолепное ожерелье церквей и монастырей на острове-граде Свияжском, который включен в предварительный список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Раифский мужской монастырь как магнит привлекает верующих со всей страны, служат молебны в церкви Святых Петра и Павла в местном поселке Гари. Правда, все эти святыни находятся за чертой Зеленодольска. Но в обозримом будущем и в самом городе планируется возвести величественный храмовый комплекс c двумя соборами и детским приютом.


Предыстория

Идею строительства православного храма в городской черте высказал тогдашний мэр Зеленодольска, ныне генеральный директор ОАО “КамАЗ” Сергей Когогин. Впервые Сергей Анатольевич сказал об этом в 1997 году после посещения Волжска, находящегося рядом с границей Татарстана и Марий Эл. В этом небольшом марийском городке, меньшем по территории, чем тот же Зеленодольск, оказалось на удивление много церквей и соборов. По правде говоря, в Зеленодольске уже давно обсуждался вопрос о постройке храма, однако у властей все как-то до этого не доходили руки.


Одним из активных поборников воплощения озвученной мэром идеи в жизнь стал настоятель Раифского монастыря отец Всеволод. Именно с его легкой руки началась подготовка к строительству Зеленодольского подворья Раифской обители. Когда же встал вопрос, кто возглавит сие трудоемкое и затяжное дело, отец Всеволод благословил на руководство будущим подворьем эконома монастыря отца Владимира. В то время он заведовал всеми хозяйственными делами в обители и стал настоящим знатоком сего искусства. Навыки хозяйственника ему ой как пригодились! К тому же сам отец Владимир, по его словам, почувствовал, что уже созрел для самостоятельной деятельности.


Первые шаги

Долго выбирали место для застройки. Вначале всех вроде бы устроил пустырь в центре Зеленодольска между двух городских озер. Однако в администрацию пошли письма с просьбами горожан не сооружать на этом месте православный храм, и чиновники изменили первоначальное решение. Выделили земельный надел при въезде в микрорайон Мирный. И в очередной раз сработала поговорка “Все, что ни делается, – к лучшему”. Во-первых, на этом месте храм будет виден издалека, во-вторых, здесь находится географический центр расстраивающегося Зеленодольска, и, наконец, в-третьих, отсюда открывается великолепный вид на Волгу и даже чуть виден остров Свияжск.


В середине 1998 года на стапелях завода имени Горького была заложена первая постройка – храм-часовня. А в конце того же года деревянное сооружение водрузили на огромные металлические лыжи и на тягачах потянули на отведенное ему место.


– За нами тогда выстроилась длиннющая вереница машин, – вспоминает отец Владимир, – мы сильно переживали, что лыжи могут не выдержать такой нагрузки.


Лыжи действительно истерлись напрочь, однако до места назначения колонна добралась без происшествий. Строители тогда сработали быстро, и уже в Рождество 1999-го в часовне Святого Праведного Иоанна Кронштадтского отслужили первый молебен.


Часовню затем окружили забором, рядом уложили асфальт, место стало ухоженным. А год спустя забили первые сваи фундамента будущего храма. Архитектурную концепцию одноалтарного собора разработал за год до своей смерти талантливый казанский архитектор Алексей Андреевич Спориус. В свое время казанские градоначальники взяли за основу типовой образец сооружения Спориуса и в короткие сроки возвели храм в Азино-2. В Зеленодольске предполагается построить аналогичный, от казанского близнеца его будет отличать лишь цветовая гамма. После некоторых раздумий храм решили назвать в честь Святого Апостола Андрея Первозванного. Как известно, этот святой считается покровителем российского флота; таким образом решено было подчеркнуть судостроительную историю Зеленодольска. Из этих же соображений монашеская братия исходила и когда подыскивала имя часовенке.


Половинчатое меценатство

Но если в столице республики храм возвели чрезвычайно быстро, то строительство местного затянулось на долгие годы и продолжается до сих пор. Как я уже сказал, начало ему было положено еще в конце прошлого века. В 2000 году закончили закладку фундамента, зимой того же года его залили бетоном, а в 2001-м возвели цокольный этаж. Затем стройку частично заморозили и возобновили только в начале нынешнего года. На текущий день строители практически завершили первый этаж. До конца года планируется поставить плиты и полностью выложить кирпичную кладку.


Что и говорить, строительство ведется крайне медленными темпами. Большие деньги на возведение храма, естественно, не выделяются. Да и маленькие деньжата водятся далеко не всегда. Помогают друзья: Владимир Середа, Владимир Юркин, руководство завода имени Горького, ЗМЗ, ЗФЗ, филиала завода КМПО, “Стройсервиса” и “Горстроя” – это их и многих других силами строится красивейшая, судя по рисункам и чертежам, церковь. Однако их возможности не беспредельны. А еще часто бывает так: руководитель дает принципиальное согласие помочь. Вроде бы радость и ликование. А мелкий клерк выдает примерно следующее: деньги на кирпич мы вам, конечно, дадим, только в Улан-Баторе (Урюпинске, Глухоманьске) он намного дешевле. Так что лучше съездить туда. Доходит до смешного: чтобы обратить денежные средства в строительные материалы одного мецената, приходится искать другого, а то и двух. А иногда ради подписи полдня просидеть в приемной или получить циничный отказ в бухгалтерии. Все это затягивает время, а, следовательно, и строительство.


Хотя из истории мы знаем множество примеров истинного меценатства. Взять хотя бы Раифский монастырь. В свое время местный купец Атлашкин решил помочь обители. Настоятель посетовал, что монастырю нужна новая часовня. Так вот, меценат снарядил своих рабочих, и те на подводах привезли миллион (!) кирпичей, а затем отстроили крепкую и ладную часовню.


В первую очередь от проволочек страдают простые прихожане. Тот же отец Владимир вместо того, чтобы заниматься чисто церковным делом, вынужден обивать пороги, искать и добывать…


Девичий приют

Так что пока только на бумаге и в планах значится строительство полноценного храмового комплекса, где, помимо часовни и собора, предполагается возвести еще один храм, только побольше, и административный корпус. Сроки претворения намеченного в жизнь будет диктовать финансовая ситуация.


А вообще-то у отца Владимира есть большая мечта – открыть детский приют при церкви наподобие Раифского, только для девочек. У него самого двое собственных детей и двое приемных, так что он не понаслышке знает, что такое остаться без родителей в юном возрасте.


– Сердце разрывается, – говорит отец Владимир, – когда видишь на улицах маленьких бродяжек, голодных и оборванных. Казенный дом не стал, да и не может стать настоящим родным домом для многих и многих обездоленных и брошенных малышей. Потому что детский дом, как ни крути, дом государственный, и дети это прекрасно чувствуют. А церковь способна дать им недостающие тепло и ласку и воспитать в условиях уважения духовных ценностей. Это наглядно продемонстрировал Раифский приют. Самые старшие его воспитанники уже учатся в вузах и зарекомендовали себя прилежными студентами.


Послесловие

Все мы знаем, что деньги с неба не падают и храм не возводится в одно мгновение. Но так хочется, чтобы свершилось маленькое чудо и в ближайшие годы в центре Зеленодольска появился небольшой церковный городок. В наше время, когда государству не по силам утвердить миропорядок в обществе, мы все чаще обращаем взоры к церкви: может, у нее получится вернуть в наши сердца счастье, радость и доброту? Очень хочется в это верить.


*********


Все желающие могут принести пожертвования лично или перечислить их на расчетный счет Зеленодольского подворья.


Банковские реквизиты: Республика Татарстан, Зеленодольск, ООО “ТатАгроПромБанк”.


Доп. офис № 38 р/с 40703810800380000018, БИК 049205708, к/с 30101810000000000708, КОД ОКПО 47079121, ОКОНХ 98700, ИНН 1648010064, ОКОПФ 83.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще