Меньше недели понадобилось семнадцатилетнему Руслану, осужденному условно на 3,5 года, чтобы устроиться на работу. День России обернулся для него двойным праздником – стать поваром в хорошем кафе он мечтал давно, даже соответствующие курсы окончил… до суда.
Все перевернулось в один день. Надежды на будущее расплескались, когда год назад, во время “народных гуляний” по случаю очередного дня рождения телекомпании “Эфир”, произошла драка, в которой участвовал и Руслан. Потом милиция, суд, приговор. Из Уголовно-исполнительной инспекции его направили в Правозащитный центр города Казани, где разработан и действует проект “Молодежь: работа над ошибками”. Сюда присылают подростков, осужденных условно за мелкое хулиганство: кто-то соседский “Запорожец” угнал, кто-то, как и Руслан, ввязался в уличную драку…
Почему-то бытует мнение, что условное наказание назначается как бы в назидание: мол, только первый раз попался, гуляй пока. Однако еще никто не отменял настоящей цели испытательного срока – дать возможность человеку перевоспитаться, хотя бы на примитивном уровне сказать себе и судьям: “Я больше так не буду”.
К сожалению, не всегда условный срок получают парни вроде Руслана, которые чего-то хотят добиться в жизни. Зачастую выслушает условник указания суда и успешно про них забывает. Судья обязал устроиться на работу или учебу, запретил находиться вне дома в ночное время и менять без уведомления место жительства. А если нарушу? К сожалению, как утверждает статистика, 95 процентов несовершеннолетних преступников, содержащихся сегодня в воспитательных колониях, ранее осуждались условно с испытательным сроком, но не сделали соответствующих выводов.
Осуществлением надзора за выполнением предписаний судов занимается уголовно-исполнительная инспекция (УИИ). Беда в том, что в районной УИИ на работу с “условниками” по штату полагается всего 3-4 сотрудника, а в каждом среднестатистическом районе примерно 300 условно осужденных (100 на одного!). Инспекторы просто физически не в состоянии систематически контролировать каждого получившего условный срок. По мере возможностей они, конечно, справляются со своими обязанностями, но о высоких показателях их деятельности речь не идет.
Сложившаяся проблема давно волновала умы юристов, а выходов, конкретных решений найти не удавалось.
Помочь делу, хотя бы отчасти, призван проект “Молодежь: работа над ошибками”, разработанный Правозащитным центром Казани при содействии Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по РТ, Министерства труда и занятости и Министерства образования РТ.
“Молодежь: работа над ошибками” как социально-юридический механизм действует по следующей четко отлаженной схеме. УИИ направляет условно осужденного в Правозащитный центр Казани, где его ждет собеседование с руководителем службы, куратором и психологом. Первый беседует и выслушивает пожелания условно осужденного относительно профессии и будущей работы, второй проводит тестирование, определяющее его способности и профессиональную ориентацию. Составляются рекомендации, которые учитываются при трудоустройстве или направлении на учебу.
Дальнейшее зависит от самого “условника”. Если он будет четко выполнять предписания суда и успешно справляться с возложенными обязанностями, то после сбора всех необходимых рекомендаций с места учебы или работы Правозащитный центр вносит предложение в районную УИИ с просьбой ходатайствовать перед судом о сокращении испытательного срока.
Если же подопечный уклоняется от обязанностей, наложенных судом, не является на работу или неисправно посещает учебное заведение, то у него начинаются проблемы. После трех предупреждений, с точностью до наоборот, сама инспекция ходатайствует перед судом о замене условного срока наказания реальным.
Тогда горе-подросток уже не сможет сказать, что у него не было никаких шансов исправиться, что среда виновата и т.д. Такие шансы ему были предоставлены.
Случай с Русланом – показательный. Парень хотел найти работу и боялся только, что условное наказание помешает его планам. Но ему повезло. Он пришел к правозащитникам 6 июня и уже в День России, то есть через пять дней, приступил к работе повара в кафе. Эту вакансию ему предложили сразу же в бюро труда и занятости Советского района Казани, куда он обратился вместе с инспектором Правозащитного центра.
Дмитрий АНДРЕЕВ.