Легко ли быть молодым

Говорят, государство может считаться правовым только в том случае, если все его законы соблюдаются неукоснительно, а граждане свои права знают и умеют отстаивать.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_1347366887

Говорят, государство может считаться правовым только в том случае, если все его законы соблюдаются неукоснительно, а граждане свои права знают и умеют отстаивать. И если работающее население еще худо-бедно ориентируется в море юридических проблем, то с подрастающим поколением сложнее: школа четких сведений о своих правах подросткам, увы, не дает.


П.БондарчукНедавно в редакции “РТ” прошла очередная “прямая связь”. На вопросы читателей отвечал председатель общественной организации “Гильдия юристов” адвокат Павел Бондарчук. Юридическую консультацию на предмет прав несовершеннолетних в тот день получили многие – и сами ребята, и их родители.


Первой в редакцию дозвонилась Ольга Федорова:


– У моего сына в свидетельстве об окончании девятого класса половина отметок – тройки. Директор школы настоятельно предлагает нам переводить мальчика в училище. Сын – ни в какую, хочет получить среднее образование в школе. Может ли школа своей властью заставить нас забрать документы? Или это не по вашей части вопрос?


– По нашей, по нашей, – успокаивает взволнованную женщину Павел Иванович. – Заставить вас забрать документы из школы или перевести ребенка для дальнейшего обучения в профтехучилище никто не имеет права. Даже из класса в класс ребенка нельзя перевести без согласия родителей. Отчислить из школы или оставить на второй год можно только за неуспеваемость – не аттестацию – более чем по двум предметам. Квоты на количество обучающихся в выпускных классах не существует. Причем совершенно неважно, “специализированный” ли это класс, в котором учится ваш сын, или нет. Если предложение директора уж слишком настойчиво, обратитесь в районный отдел образования. Причем, не пробившись на прием к начальнику и высказав ему все свои претензии, а написав заявление. Как показывает практика, письменный зарегистрированный документ всегда имеет большую силу.


– Здравствуйте, Павел Иванович. Меня зовут Игорь. Мне еще нет восемнадцати. Я живу на Горках-II, у нас там очень много патрулей милиции. Останавливают на каждом шагу, спрашивают, куда и зачем иду. Как себя вести в этом случае?


– Во-первых, сотрудник милиции обязан объяснить, в связи с чем вас задержали. Сразу скажу, что препираться по поводу задержания не стоит: это вполне оправданно будет рассматриваться как оказание сопротивления работникам правоохранительных органов. Законом об оперативно-розыскной деятельности предусмотрено, что вас имеют право не только задержать, но и произвести досмотр. Заметьте: досмотр, а не обыск. Это вещи разные. Может быть произведено и задержание до выяснения личности. В этом случае вас выручит паспорт или другой документ, который неплохо бы всегда иметь при себе. Вам должны объяснить, в чем причина задержания, в чем вы подозреваетесь. После того, как вас доставят в отдел милиции, вы можете заявить, что отвечать на любые вопросы сотрудников правоохранительных органов будете только в присутствии родителей или представителя школы. И работники милиции обязаны вызвать названных вами людей независимо от того, на какое время вы задержаны – хоть на сутки, хоть на пятнадцать минут. Отказать в таком требовании нельзя: это расценивается как нарушение ваших конституционных прав. Вы, как, впрочем, и любой совершеннолетний гражданин, имеете право на телефонный звонок, дабы сообщить родным, где находитесь. По существующему законодательству, вас, как лицо несовершеннолетнее, нельзя помещать в камеру со взрослыми задержанными.


– А как вести себя родителям в этом случае? – это уже мой вопрос.


– В течение часа вам обязаны сообщить, в каком отделении милиции находится ваш ребенок. Когда придете в отделение милиции, требуйте, чтобы вам показали ваше чадо: отказать во встрече с ребенком – значит нарушить ваши права. Никакие отговорки вроде “некогда”, “подождите” не принимаются: представить пред ваши очи ребенка обязаны незамедлительно. В случае отказа можно либо набрать “02” и сообщить дежурному по городу о случившемся, либо позвонить дежурному прокурору. Кстати, дежурство в прокуратуре круглосуточное. Думаю, в течение десяти-пятнадцати минут инцидент будет исчерпан. Обо всех допущенных милицией нарушениях нужно (уже потом, когда все благополучно завершится) в письменной форме, а не звонком – сообщить в районную прокуратуру.


Следующий вопрос тоже связан с “приводом” в милицию. Ирина Григорьева, мама пятнадцатилетнего подростка, рассказывает:


– Моего сына вызвали в детскую комнату милиции. Утром во вторник в квартире раздался телефонный звонок, напористый женский голос потребовал, чтобы Сережа в течение пятнадцати минут явился по такому-то адресу. Иначе, мол, хуже будет – увезем под конвоем. Сын позвонил мне на работу. Отпроситься, чтобы пойти вместе с сыном, я не смогла. Тогда я категорически запретила ему идти и открывать дверь, даже если за ней будут люди в милицейской форме. Может ли мой сын быть наказан, например, поставлен на учет?


– Нет, конечно. Мальчику исполнилось шестнадцать лет?


– Нет, ему чуть больше пятнадцати.


– Тем более. Без присутствия родителей или лиц, их замещающих, допрашивать подростка, снимать с него свидетельские показания – назовите как угодно – нельзя. После наступления шестнадцатилетнего возраста право выбора – общаться с представителем МВД один на один или в присутствии родителей – остается за подростком. Другими словами, никто не может выпроводить маму из кабинета следователя и предложить подождать за дверью.


Теперь о телефонном звонке. Вы поступили совершенно верно, не отпустив ребенка одного. Во-первых, неизвестно кто звонил: мало ли с какой целью вашего сына хотят выманить из квартиры? Во-вторых, инспектор по делам несовершеннолетних обязан уведомить о вызове несовершеннолетнего в милицию родителей, причем не устно, а повесткой, и как минимум за день. В экстренных случаях может приехать сотрудник милиции к вам домой, представиться, показав удостоверение, объяснить цель прихода и вызова. Вы опять-таки имеете полное право не отпустить ребенка в отделение. Конечно, в том случае, если он не совершил уголовно наказуемого деяния. Но и тогда вы можете отправиться в милицию вместе с ребенком.


– Моя дочь занимается спортом, значительную часть учебного года провела на сборах, – говорит следующая позвонившая Рания Хасавиева. – Оценки за год ей вывели не самые лучшие, но это – ладно. Дело в том, что в журнале проставлены отметки за те дни, когда ее не было в школе, и на основе их выведены четвертные и годовые отметки… Это нарушение?


– Да, конечно. Оценка ставится только за знания по результатам тестирования или сдачи зачетов. Вы вправе опротестовать отметки.


От имени группы родителей к юристу обращается Инна Юрьевна:


– У нас в школе произошла кража – из гардероба стащили дорогое пальто старшеклассницы. Почти всех мальчишек из старших классов, в том числе и моего сына, сняли с уроков и увезли в отдел милиции – для выяснения обстоятельств. Неужели это допустимо – мешать детям учиться?


– В существующем законодательстве не регламентируется, откуда и каким порядком доставляют свидетелей для снятия показаний. А сколько лет мальчикам?


– В основном десятиклассники, пятнадцати-шестнадцати лет.


– С ними была учительница?


– Нет.


– Налицо вопиющее нарушение – свидетельские показания дети в возрасте до шестнадцати лет дают только в присутствии родителей или преподавателей школы. Вы должны обратиться с письменным заявлением в районную прокуратуру, с тем чтобы опротестовать действия сотрудников правоохранительных органов.


У Ольги Николаевой свой вопрос к юристу:


– Мой сын ездит в школу за три автобусные остановки. Недавно забыл дома деньги, так водитель его буквально пинком вытряхнул из автобуса. Имел ли он право так поступать?


– Насилие недопустимо. Безбилетников возить никто не хочет, это понятно. Но максимум, что мог позволить себе водитель при отказе платить за проезд, – предложить мальчику выйти на следующей остановке. Подчеркиваю – на остановке, а не посреди дороги. И в том случае, если ребенок отказывается выйти, лучше махнуть рукой. Ибо любые действия вроде взятия за шиворот попахивают насильственными – естественно, наказуемыми – действиями. А с ребенка и штраф-то взять нельзя: административную ответственность граждане России несут с шестнадцати лет. Кстати, даже со взрослого безбилетника штраф взять трудно – только через суд. В Москве в этом плане поступили разумнее: школьникам и даже студентам выдают бесплатные проездные билеты на автобус, в метро, так что у транспортников нет проблем, как и у школьников. Другое дело, что на это нужны средства из бюджета для возмещения доходов транспортным предприятиям…


Желающих воспользоваться бесплатной консультацией адвоката оказалось немало. Через минуту раздается еще один звонок.


– Вас беспокоит Мария Косова. Недавно моего внука в семь часов вечера задержал патруль милиции только на том основании, что в руках у него был сотовый телефон. Сначала потребовали паспорт на аппарат. Так кто ж его с собой носит? Дальше – больше, в отдел повели. Хорошо внук догадался – мне позвонил, я все объяснила милиционерам. А если бы ни меня, ни родителей не оказалось дома? Откуда такая недоброжелательность, подозрительность?


– Наличие мобильного телефона законодательством не запрещено, так что действия сотрудников милиции трудно назвать обоснованными. Скорее всего, такие проверки связаны с тем, что в последнее время очень много происходит краж сотовых телефонов. И насчет недоброжелательности вы, пожалуй, правы: нельзя же в каждом подростке видеть преступника, существует такое понятие, как презумпция невиновности. Но уж таковы реалии времени. Конечно, после проверки парня отпустили бы, но это лишние хлопоты. Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, лучше иметь при себе документы – паспорт – и гражданский, и на телефон. Кстати, это касается и другой техники – магнитофона, например. Кражи – и квартирные, и грабежи – нынче не редкость, поэтому лучше дать возможность сотрудникам правоохранительных органов разобраться на месте.


Мама Игоря Тимофеева, дозвонившаяся в редакцию, возмущена действиями оперативников:


– Сына вечером, когда он возвращался из института, забрали в милицию, чтобы выяснить личность. Парню семнадцать лет. Через три часа – в час ночи – отпустили. Пока шел до дома, столкнулся с хулиганами, которые его избили. Несет ли в этом случае отделение милиции, сотрудники которого задержали моего сына, ответственность за случившееся?


– Нет. Отправлять его домой на машине, в сопровождении сотрудника милиции или нет, решает руководство отдела. Другое дело, что в столь поздний час вашему сыну не стоило идти домой одному. Он мог подождать утра в отделении милиции, и выпроводить его оттуда никто не имел права. Можно было позвонить из отдела домой (в звонке ему тоже вряд ли отказали бы), чтобы его кто-то встретил.


Единственным папой, воспользовавшимся “прямой связью” в тот день, оказался Фаниль Мухтаров.


– Недавно на безлюдном участке трассы дал руль своему семнадцатилетнему сыну, – сообщает он. – Как из-под земли появившийся гаишник оштрафовал меня на огромную сумму. Но, во-первых, трасса была и вправду пустая (ни одной машины, кроме нашей и гаишной), а во-вторых, сын у меня ездит получше всякого взрослого. Могу я подать в суд, чтобы хоть размеры штрафа уменьшили?


– Подать в суд вы, как гражданин России, можете – это никому не заказано. Вот только смысла в этом я не вижу. Вы нарушили закон, доверив управление своей автомашиной несовершеннолетнему, да к тому же “бесправному”, так что уйти от ответственности вам не поможет даже самый грамотный юрист. Да и не возьмется за такое дело, думаю. Допустить к управлению лицо, не имеющее водительского удостоверения, можно только в крайнем случае. Например, чтобы срочно доставить больного (не гриппом, разумеется, а в состоянии, угрожающем смертью) в клинику. Да и то – если больше некому. Кстати, даже в таком случае доехать такой “водитель” должен до первого поста ГИБДД и попросить помощи сотрудников. Вам придется уплатить штраф, и сына, как бы хорошо он ни управлял автомобилем, за руль не сажать.


Подготовила

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще