Неподъемные подъемники, или К вопросу об особо опасных объектах

На текущий день в многоэтажных жилых домах Набережных Челнов и Зеленодольска почти у половины лифтов истек срок эксплуатации. В Альметьевске и Лениногорске просрочен каждый четвертый подъемник, в Нижнекамске и Казани – каждый шестой. Специалисты утверждают, что в наступившем году срок годности закончится у рекордного количества столичных домовых механизмов.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

На текущий день в многоэтажных жилых домах Набережных Челнов и Зеленодольска почти у половины лифтов истек срок эксплуатации. В Альметьевске и Лениногорске просрочен каждый четвертый подъемник, в Нижнекамске и Казани – каждый шестой. Специалисты утверждают, что в наступившем году срок годности закончится у рекордного количества столичных домовых механизмов. Впрочем, это касается всех татарстанских городов, ведь пик строительства высоток пришелся на конец семидесятых – первую половину восьмидесятых годов прошлого столетия. А нормативный срок службы лифта исчисляется двадцатью пятью годами.

Между тем эти механизмы относятся к разряду особо опасных объектов. И за то, что в республике пока не отмечено несчастных случаев по причине неисправности или неудовлетворительной эксплуатации домового подъемного транспорта, в принципе, нужно благодарить оберега-Всевышнего и “зануду”-Ростехнадзор, который держит лифтовое хозяйство под железным контролем.

По прогнозам – “лифтопад”…

В минувшем году участники проходившего в Санкт-Петербурге VII Международного форума по промышленной безопасности констатировали, что из более полумиллиона российских “жилищных” лифтов 40 процентов выработали свой ресурс и нуждаются не столько в ремонте, сколько в полной замене. Около 180 тысяч пассажирских подъемников имеют износ от 30 до 60 процентов, 160 тысяч – более 60 процентов! С этого года эксперты прогнозируют начало настоящего “лифтопада” в стране. Нынче на “выход в тираж” уже претендуют подъемники 1985 года рождения – наиболее урожайного периода по возведению многоэтажных жилых зданий, но это далеко не самое престарелое оборудование…

По данным Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), в Татарстане около трех тысяч многоквартирных домов оснащены почти одиннадцатью тысячами лифтов, из которых 22 процента – переступили нормативный срок службы. В столице республики около полутора тысяч высоток имеют почти 5500 подъемников, из них в прошлом году 15 процентов были в преклонном возрасте (более 25 лет). Однако…

– Мы делали прогноз выхода из строя лифтового оборудования до 2013 года, и в текущем году в городе у максимального количества лифтов закончится срок эксплуатации – это 500 подъемников, – сообщил председатель Комитета жилищно-коммунального хозяйства исполкома Казани Алексей Фролов.

А вообще, по информации Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, в ближайшие годы в жилых домах республики необходимо заменить около 4500 лифтов (немногим меньше половины из всех действующих сегодня), в том числе почти 1900 – в Казани. Татарстанское лифтовое хозяйство (особенно столичное), как и российское, постарело в мгновенье ока, поскольку до недавнего времени власти не уделяли ему должного внимания, и “неожиданно нагрянул”, повторимся, “час икс”, когда максимальное число подъемников достигло пенсионного возраста.

Пора поставить на “программный” поток?

В Татарстане реализуются “доморощенные” целевые программы по установке приборов учета, двухконтурных котлов… И это замечательно! Но вот подобного проекта по замене лифтов нет.

– Мы давно говорим о необходимости принятия такой программы, которая позволила бы планомерно вести эту работу, – подчеркнул руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров. – Конечно, в комплексную программу капитального ремонта, реализуемую с 2008 года в соответствии с Федеральным законом №185 “О Фонде содействия реформированию ЖКХ”, включена и замена лифтов. Но этот проект кардинально проблему не решит.

В общем, в России-матушке, похоже, обязательно должен грянуть гром, чтобы власти перекрестились. Как в случаях с недавними пожарами в “Хромой лошади” и домах престарелых, взрывами бытового газа в жилых зданиях… В стране немало примеров, когда обветшалые или неисправные подъемники уносили жизни людей. Большая часть таких несчастий приходилась на Москву и Санкт-Петербург. Видимо, поэтому правительства этих мегаполисов приняли свои, внутренние целевые программы модернизации и реконструкции лифтового хозяйства до 2013 года. Аналогичный городской проект на 2008-2012 годы выполняется в Самаре.

Директор предприятия “Челнылифт”, обслуживающего подъемники в полумиллионных Набережных Челнах, Михаил Подсекаев в одном из интервью назвал “просто ужасом” то, что “в автограде, считающемся высотным городом, где около половины жителей являются постоянными пользователями лифтов, нет специальной программы по восстановлению лифтового хозяйства”. Напомним, что уже в прошлом году почти половина челнинских подъемных механизмов числилась выработавшей свой ресурс.

В Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ сообщили, что в 2006 году в нашей республике была разработана соответствующая программа, однако она так и осталась “в столе”. Как объяснили чиновники, в связи с выходом в свет августовского 2006 года постановления Правительства РФ “Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме”. И в этом документе однозначно оговорено, что лифты включаются в состав общего имущества (наряду с лестничными площадками, чердаками, подвалами и прочими помещениями). А значит, их содержание, в частности текущий и капительный ремонт, должно обеспечиваться за счет собственных средств жильцов.

По подсчетам специалистов, на капитальные ремонт или замену лифта с каждой квартиры в среднем надо собрать от 25 до 100 тысяч рублей. Ведь на установку нового подъемника требуется как минимум около миллиона рублей.

– Допустим, в одном подъезде девятиэтажного жилого дома – 18 квартир, это без учета первого этажа, обитателей которого не всегда заставишь платить за содержание лифтового хозяйства. Получается, что за новый лифт собственники должны выложить в среднем по 50 тысяч рублей с одной семьи. Понятно, что эта сумма для многих граждан неподъемная, – признает Алексей Фролов.

В прошлом году комиссия по лифтовой промышленности общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА России” обратилась к Правительству РФ с официальным предложением разработать федеральную целевую программу модернизации или замены лифтов в жилищном фонде на 2010-2020 годы. А для этого – создать при Фонде содействия реформированию ЖКХ межведомственную рабочую группу. По мнению “опоровцев”, чтобы сегодняшняя и без того плачевная ситуация в стране с выходом подъемников из строя не стала неуправляемой, необходимо ежегодно модернизировать или менять не менее 12-15 тысяч лифтов в год. Однако, как считает гендиректор – председатель госкорпорации “Фонд содействия реформированию ЖКХ” Константин Цицин, программу стоимостью 150 млрд. рублей государственная казна не вытянет.

Есть шевеление

Справедливости ради следует отметить, что в республике в последние годы наблюдается некоторое шевеление в разрешении лифтовой проблемы. Во многом благодаря выполнению с 2008 года 185-го закона. По данным Приволжского управления Ростехнадзора, если в 2006 году в жилом секторе Татарстана было заменено всего 143 подъемника, в 2007-м – 243, то в 2008 году – 248, а 2009-м – уже 432 (а с учетом модернизации и капитально-восстановительного ремонта обновлено 640). В Казани динамика такова: в 2006 и 2007 годах – 120 и 221, а в 2008 и 2009-м – 198 и 240 подъемников (вкупе с модернизацией и ремонтными работами в минувшем году восстановлено 300 лифтов). Можно сказать, прорывным в этом деле стал прошлый год для Набережных Челнов, где было демонтировано и заменено 144 устаревших лифта.

– То, что есть федеральная программа капремонта с участием финансовых средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, – это благо для населения, – считает Алексей Фролов. – Но в данный проект, безусловно, все желающие попасть не могут. Нужно выполнить ряд установленных законодательством условий. К примеру, чтобы жилой дом получил целевые деньги, его жильцы должны самостоятельно реализовать способ управления им – либо создать товарищество собственников жилья, либо выбрать управляющую компанию.

Казанские власти, по словам председателя столичного комитета ЖКХ, чтобы стимулировать собственников жилья к формированию ТСЖ и вхождению в адресную программу, установили еще и свои критерии отбора домов: жилым зданиям, где созданы товарищества, присуждалось большее количество баллов. В итоге в 2008 году в проект вошло 19, а в прошлом – уже около 60 ТСЖ и ЖСК. Всего в программе 2009 года участвовало 399 домов старше 1995 года рождения, на их капремонт было направлено более трех миллиардов рублей (из них 370 млн. – на лифты), в 2008-м – 298 жилых объектов, на обновление которых израсходовано один миллиард 113 млн. рублей (на подъемники – 99 млн.).

Безусловно, 185-й закон предоставил прекрасный шанс включить в список по капремонту замену лифтов-пенсионеров. Ведь Татарстан в сравнении с другими регионами России получил из Фонда содействия реформированию ЖКХ максимальный лимит финансовых средств. Но воспользовались этой возможностью не все муниципалитеты. В Зеленодольске, по сведениям Ростехнадзора, за последние четыре года не заменили ни одного подъемника (хотя, напомним, в минувшем году уже 47 процентов городского лифтового хозяйства было просрочено). Не очень-то “разбежались” и в Нижнекамске: если в 2006 году здесь кардинально обновили 19 лифтов, то в 2007-м – ни одного, 2008-м – 16, а в планы 2009-го (наиболее денежного программного года, между прочим) вошла замена лишь девяти агрегатов…

Продлить жизнь

После 25 лет эксплуатации лифтов должна проводиться их диагностика на предмет выявления: какие из них подлежат восстановительному ремонту, а какие – нет. Вполне реально, что в ряде случаев эксперты вынесут следующий вердикт: после комплексного обновления агрегата экономически эффективно продлить срок его эксплуатации еще на шесть лет (это предусмотрено законодательством). Кстати, в некоторых жилых домах Москвы до сих пор функционируют лифты еще советского образца – двери в них открываются вручную. Но когда входишь, к примеру, в казанский подъемник (даже относительно молодой), то сразу вспоминается анекдот: “С терроризмом мы покончим только тогда, когда поймаем Усаму бен Ладена и того гада, который гадит в моем лифте”…

– В идеале, если срок эксплуатации лифта истек, то он не дол-жен продолжать работать, – говорит руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров. – Когда нам предлагают провести диагностику такого агрегата и найти способ продлить его ресурс, то мы даем разрешение только в исключительных случаях. Ибо знаем: если дать “добро”, то организация, эксплуатирующая лифтовое хозяйство, менять подъемник, скорее всего, не будет, а обойдется полумерами. Допустим, заменит трос, в лучшем случае сделает небольшую реконструкцию. Отсутствие денег – для нас не аргумент. Нет финансов для нормального содержания лифта – лучше его отключить, чтобы не создавать угрозу для жизни людей. А у нас зачастую и обслуживание лифтов неудовлетворительное из-за дефицита хороших специалистов. Несколько несчастных случаев, произошедших в лифтовом хозяйстве республики, так или иначе связаны именно с непрофессионализмом его работников. Контролировать состояние лифтового хозяйства должны не только инспекторы Ростехнадзора, но и прежде всего сами эксплуатирующие компании, привлекая для проведения диагностики независимых экспертов.

По словам Бориса Петрова, в последние четыре года осуществлять надзорные функции стало довольно сложно. Раньше, если проверяющий инспектор выносил вердикт о том, что функционирование лифта представляет опасность для людей, то однозначно принимал решение о запрете эксплуатации этого подъемника, на который тут же навешивалась пломба. Теперь же надзиратель может лишь на пять дней приостановить работу подозрительного агрегата. В этот период инспектор вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности по проверкам объектов, должен заниматься бюрократическими процедурами – подготовкой обоснований и прочих бумаг, которые нужно передать в судебные инстанции. И уже Фемида решает – требуется “заморозка” лифта или нет. Как утверждает Борис Петров, судьи, к сожалению, редко учитывают степень опасности таких механизмов. Их больше волнует не техническая сторона вопроса, а эмоциональная – что пожилым людям тяжело пешком подниматься на верхние этажи. Резюме: да, в правовом государстве суды должны ставить точки над “i” в любом спорном вопросе, но судьи должны быть технически компетентными в таких делах…

В общем, общероссийская проблема в полной мере касается и нашей республики. На вопрос: “Сколько конкретно просроченных подъемников будет демонтировано в текущем году?” – чиновники ответить пока не могут. В Минстрое нам заявили, что “еще не сверстана окончательно программа капитального ремонта этого года, и очень приблизительную заявку на замену лифтов дали только Набережные Челны и Нижнекамск – в совокупности на 113 единиц”. Не густо…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще