В минувшую среду в Казанском государственном педагогическом университете открылась международная научно-практическая конференция, посвященная 125-летию выдающегося польского ученого, “Педагогика Януша Корчака и современные проблемы воспитания”.
Организаторы конференции – КГПУ, Российское общество Януша Корчака, Министерство образования РТ, Министерство по делам молодежи и спорту РТ. В программе – работа пленарной сессии и секций “Проблема социального сиротства и опыт поддержки ребенка в условиях интернатного учреждения”, “Наследие Януша Корчака в контексте философии образования и психологии”, “Педагогические идеи Януша Корчака в современной практике”, “Диалог культур и культура диалога в образовании”.
В открытии конференции приняли участие ректор КГПУ Зямиль Нигматов, главный специалист Министерства образования РТ Надежда Бычкова, Игорь Изъяев (Израиль), Эдита Янушевска (Польша), Хельма Бройверс (Голландия), а также гости и участники из разных регионов России. Участники международной конференции посетили лаишевский и казанский детские дома, ознакомились с татарстанским опытом воспитания детей-сирот. Казанским ученым, педагогам и студентам педуниверситета есть о чем рассказать. В республике, к сожалению, ежегодно выявляются около семисот детей-сирот. “Из них 75 процентов идут на воспитание в семьи – в последние годы развиваются семейные детские дома, приемные семьи. А около 30 процентов таких детей остаются в государственных учреждениях”, – констатировала специалист из министерства.
По словам ведущей конференции, президента Российского общества Януша Корчака, декана факультета психологии КГПУ Розы Валеевой, казанское общество Януша Корчака создано 10 лет назад, и уже накоплен большой опыт работы с детскими домами и интернатами. В мире в разных странах работают более 30 таких организаций. Они используют и пропагандируют идеи гуманистического воспитания Корчака. Этот польский педагог, врач и писатель в 1911 году в Варшаве организовал еврейский “Дом сирот”, а позже – польский интернат “Наш дом”. Он создал оригинальную систему воспитания, целью которой считал формирование активной личности. “Нет детей -есть люди” – вот ключевая мысль Корчака. А в годы второй мировой войны на него легла ответственность за судьбы двухсот ребят из “Дома сирот”. Он принял решение быть с детьми до конца и принял вместе с ними смерть от гитлеровцев в газовой камере…
У российского общества большое будущее, считают участники конференции. Потому что всю работу в корчаковском движении ведет молодежь, в основном студенты – будущие педагоги.
Рузия САФИУЛЛИНА.