По Закону РТ “Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан” одним из направлений его деятельности является правовое просвещение. Чтобы подписчики газеты “Республика Татарстан” имели представление о том, какие у них есть права, в этом номере размещена подборка вопросов и ответов по конкретным ситуациям. Она составлена сотрудниками аппарата уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан из обращений жителей республики. Полагаем, эта информация окажется полезной и поможет сориентироваться гражданам в водовороте жизненных проблем.
Надо мной просто посмеялись…
“У меня есть садовый участок. Знаю, что по Закону РФ “О ветеранах” для строительства садового домика у меня есть право получить льготный кредит. Только в банке надо мной посмеялись и сказали, что коммерческий банк ничем не обязан ветеранам и инвалидам. Так ли это?”
И.Гатауллин.
Альметьевск.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ “О ветеранах” участникам Великой Отечественной войны предоставляются права и льготы, в том числе и в получении от кредитных организаций разовых льготных кредитов на строительство садового домика.
Условия получения льготных кредитов регулируются Правительством РФ и Банком России. Согласно разъяснению Сбербанка России от 17 февраля 1993 г. №01-120/03-161, участники Великой Отечественной войны освобождаются от уплаты процентов за пользование кредитом на строительство садовых домов. Для освобождения от уплаты процентов с вами должно быть заключено отдельное соглашение. Трудность в получении льготного кредита заключается в том, что финансирование льгот по получению кредита на строительство садового домика осуществляется за счет федерального бюджета и, соответственно, урегулировано федеральным законодательством. А законом РФ от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на строительство садовых домиков на 2001 год было приостановлено. Наверное, только по этой причине в льготном кредите вам и было отказано.
Жена или теща сами могут быть ветеранами
“С увеличением с 1 июля 2002 г. оплаты труда военнослужащие, как известно, потеряли некоторые льготы (по подоходному налогу, оплате жилья и др.). В связи с этим вопрос: как отразится нововведение на положении семей военных пенсионеров?”
Р.Закиров.
Казань.
Изменение в льготах для военнослужащих действительно повлияло на положение тех, кто уже отслужил и состоит в запасе или в отставке, а также их домочадцев. Законом от 7 мая 2002 г. исключен пункт 10 статьи 15 закона “О статусе военнослужащих”, касавшийся льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Но это не значит, что вместе с действующими военнослужащими этих льгот лишились все военные пенсионеры. Льгот лишены те, кто не достиг обычного для россиян пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 – для женщин), а при увольнении со службы не приобрел звание ветерана. Такое звание военному присваивается при выслуге (20 лет и более) и при наличии государственных или ведомственных наград или в случае инвалидности. Соответствующие удостоверения выдают военкоматы по месту жительства отставников. В удостоверении как раз и указано, что его предъявитель имеет право на льготы, установленные Законом “О ветеранах”.
В соответствии со ст.23 Закона “О ветеранах” ветераны военной службы, достигшие общего для россиян пенсионного возраста, приравнены по льготам к ветеранам труда. А статья 22 перечисляет эти льготы. В частности, указывает, что ветераны оплачивают в половинном размере занимаемую ими вместе с членами семьи жилую площадь (в пределах социальной нормы), а также коммунальные услуги (в пределах нормативов потребления), телефон, радиоточку и телеантенну. То есть это почти те же льготы, какими вы пользовались по Закону “О статусе военнослужащих”. Разница в том, что ветеранские льготы не распространяются на членов семьи ветерана. Имеется в виду, что жена или теща сами могут быть ветеранами труда, а дети и нетрудоспособные взрослые имеют право на пособия и субсидии.
Остается добавить, что Правительством определен порядок компенсации всем военным пенсионерам их затрат на жилье и коммунальные услуги в случае, если эти расходы превышают допустимую долю в бюджете семьи.
Минобороны в ответе не только за живых…
“Наш дедушка, ветеран войны, умер. Можно ли в таких случаях рассчитывать на помощь в погребении и на чью именно?”
Р.Зубайдуллин.
Набережные Челны.
Правоотношения, связанные с погребением умерших граждан, регулируются Федеральным законом “О погребении и похоронном деле” от 12 января 1996 г. №8-ФЗ. Гарантии погребения умерших (погибших) ветеранов военной службы, ветеранов боевых действий на территориях других государств, а также участников и инвалидов Великой Отечественной войны определены ст.11 данного закона.
Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, его перевозку в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); изготовление и установку надгробия производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
Родственники в соответствии с заслугами умершего имеют право ходатайствовать перед специализированной службой по вопросам похорон о погребении умершего на поименованном месте погребения – на воинских кладбищах, воинских участках общественных кладбищ или других местах с учетом волеизъявления умершего (погибшего) либо пожелания супруга, близких родственников. Похоронные расходы возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размерах, установленных Правительством РФ.
Подготовила