Своеобразно реагирует население на реформу ЖКХ – устрашившись цифр в получаемых счетах-фактурах, граждане попросту перестают платить за предоставление жилищно-коммунальных услуг. Собираемость платежей все падает и падает… Если за первый квартал прошлого года текущие платежи составили 88 процентов, то за аналогичный период нынешнего – всего 71. На 1 апреля 2003 года задолженность населения республики за услуги ЖКХ возросла до 803 миллионов рублей. И тенденция идет к тому, что народные долги к концу года могут увеличиться вдвое. А кто нам за бесплатно будет оказывать услуги? Это означает, что мы можем оказаться без тепла, света, газа и прочих приятностей.
Таков один из неутешительных выводов, который был сделан на расширенном заседании Комиссии Госсовета РТ по вопросам экономического развития и реформ, где обсуждался ход реформы ЖКХ.
А вот еще один “говорящий” вывод: введенные Правительством РТ (согласно постановлению Кабмина №761) тарифы за услуги ЖКХ оказались экономически необоснованными. Чиновники-реформаторы не учли платежеспособность населения, финансовое состояние малообеспеченных семей. Так что если первая (драконовская) часть концепции “О государственной поддержке в области предоставления жилищно-коммунальных услуг населению” оказалась выполненной с лихвой, то вторая (смягчающая удар) – не учтена вовсе. То есть повышение тарифов на услуги ЖКХ нужно увязать с динамикой роста заработной платы населения республики, и особенно в бюджетной сфере.
Альберт Каримов, который возглавил рабочую группу (в нее вошли также представители министерств строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты) по исследованию этого вопроса на примере крупных городов республики, доложил собранию о том, что резко повысился поток жалоб от населения на повышение тарифов на услуги ЖКХ. При этом качество предоставляемых услуг отнюдь не улучшилось! В катастрофическом положении оказались пенсионеры и инвалиды, имеющие двух-, трехкомнатные квартиры. Поскольку за неуплату счетов им уже грозят судебным выселением, они стоят перед нелегким выбором: или продавать свое нормальное жилье, заработанное потом и многолетним трудом, или обменивать его на “коммуналки” и однокомнатные “хрущевки”. Спрашивается, за что такие муки на старости лет?
Очень много говорилось на заседании о субсидиях и механизме их предоставления. Есть три типа помощи: дотация, льгота и субсидия для малообеспеченных семей. Если первые направляются гражданам в полном объеме, то субсидии для малообеспеченных семей в течение первого квартала вовсе не поступали в города и районы республики. Региональные отделения по расчету субсидий слабо справляются со своими обязанностями и с большим опозданием дают данные по малоимущим гражданам в республиканский Центр социальной защиты. Короче, кругом волокита и бюрократическое крючкотворство, от которых даже у здоровых граждан закипает желчь, что уж там говорить о больных и немощных людях.
В частности, в Казани действует 61 пункт приема населения по вопросам назначения этих самых субсидий. За четыре месяца туда обратились 22555 человек. И что же? Из них лишь шесть тысяч граждан сумели добиться права на получение государственной помощи по оплате жилья. Остальным, надо полагать, дали от ворот поворот.
Кое-что полезного и утешительного было сказано о практике Нижнекамска. Там стало меньше бюрократии – достаточно позвонить и доложить о том, что простаивает лифт или из крана не течет, и, пожалуйста, с тебя снимут плату за неоказанную услугу. Там додумались до простой вещи – совместили единый расчетный центр и аварийно-диспетчерскую службу.
Администрация Нижнекамска старается всю эту отрасль отдать в частные руки. Конкурентная среда выгодна в первую очередь жильцам. Скажем, из-за уменьшения затрат и издержек производства себестоимость технического обслуживания и ремонта квадратного метра жилого фонда в Нижнекамске составляет ныне уже 2,87 рубля (при нормативе 3,55 рубля). А это означает, что сэкономленные средства можно пустить на ремонт тех же обшарпанных и загаженных подъездов, протекающих крыш и сырых подвалов. Кроме того, нижнекамцы крепко полюбили тепловые и водяные счетчики. А почему не полюбить, если это выгодно?
Но если со счетчиками и вообще со всякого рода расчетами мы худо-бедно преуспели, то с малой механизацией просто срам какой-то… Ну, видели, наверное, орудия производства наших доблестных дворников и уборщиц. Труженики метлы и тряпки, труд которых не обслуживает ни одно НИИ, сами себе изобретатели. Находят на свалке старое корыто (или детскую коляску, если повезет), ставят на колеса, укрепляют парой шурупов где надо, привязывают веревочку, и вот тебе – тележка! Есть на чем хлам возить за собой во время уборки. А то ведь с картонкой и ведром не набегаешься до мусорной свалки.
О капремонте. Тут от Альберта Каримова крепко досталось Министерству финансов. Все по старинке, по советским правилам работаем, попенял руководитель рабочей группы министру. Сильный подрядчик никогда не придет строить или ремонтировать объект, пока не будет реальных денег. Потому жилищные органы и вынуждены обращаться к слабеньким подрядчикам, которые все стерпят, но и качество не дадут. Так, в первом квартале 2003 года в республике подрядчиками освоено 111 миллионов рублей, а профинансирована лишь половина этих работ. В Набережных Челнах полный произвол в этом плане (освоено 24,5 млн., профинансировано меньше трети – 7 млн. рублей). С такой финансовой поддержкой высокого качества капитального ремонта мы никогда не достигнем, констатировал с досадой докладчик.
К сведению, на модернизацию жилого фонда и инженерных коммуникаций в республике в этом году запланировано 1 млрд. 832 млн. рублей (мизерные средства, если учесть, что недоремонт жилого фонда по республике только по официальной статистике составляет 5,5 млрд. рублей).
И чем же завершились депутатские “посиделки”? Ничем хорошим не могу обрадовать граждан, вероятно, уже страшно уставших от подобных реформ. А она была объявлена, дай Бог памяти, десять с лишним лет тому назад с принятием Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики”. Как говорится, много шума, но мало толку. Комиссия предполагает вынести дальнейшее обсуждение вопросов реформирования ЖКХ на июльскую пленарную сессию. А Кабмину предписано подготовить проекты законодательных актов, которые помогли бы демонополизировать ЖКХ и создать в ней конкурентную среду. Словом, продолжение следует…