В прошлом месяце Государственная Дума РФ наконец-то обеспокоилась выплатой военнослужащим, проходящим военную службу и уволенным в запас, так называемых “боевых” денег за участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. Заместитель министра финансов РФ Алексей Улюкаев, выступая перед депутатами, заявил, что “проблем с выплатой “боевых” в частях нет, есть только легко устранимые технические недоработки. Проверкой, проведенной Счетной палатой РФ под руководством Сергея Степашина, также особых нарушений не выявлено”. Однако истинное положение дел можно узнать лишь от ребят, вернувшихся из Чечни.
Во-первых, рядовому и сержантскому составу в месяц закрывают по 1-2 боевых дня, а офицерам – по 15-20 дней. При увольнении в запас, как правило, выдается меньше половины вознаграждения. Отцы-командиры объясняют, что остальное “дембеля” получат по приезде домой, открыв счет в банке и сообщив его реквизиты. Солдаты верят и ждут свои кровные – в прямом и переносном смысле – денежки месяц-другой. Потом, естественно, начинают беспокоиться и отправляются по инстанциям. Но практика показывает: на письма самих бывших военнослужащих войсковые части почти не реагируют, на запросы военкоматов отвечают в половине, а общественных организаций – уже в 80 процентах случаев. Это связано с тем, что мы не успокаиваемся, пока не получим ответа. Обращаемся в штабы соединений, армий, округов, министерства обороны и внутренних дел страны. А если и это не помогает, то и к Президенту РФ.
Мы – это республиканское объединение военнослужащих “Защита”, созданное в 1996 году для социальной защиты уволенных в запас солдат и офицеров. С началом второй чеченской войны работы прибавилось. К нам уже обратилось 430 человек из 33 районов Татарстана, которых “кинули” начфины воинских частей, где они проходили действительную службу. Проторить им дорогу в “Защиту” помог Татвоенкомат. Сегодня 272 участника антитеррористических операций уже получили разыскиваемые деньги (в совокупности более 13 млн. рублей), и только у 103 человек, в основном воевавших в первую чеченскую кампанию, когда понятия “боевых” вообще не существовало, претензии к Минобороны признаны необоснованными.
Иногда работа с разными инстанциями затягивается надолго. Например, Алексей В. из Нижнекамска больше двух лет не может получить причитающиеся ему 107 тысяч рублей, которые ошибочно были перечислены его однофамильцу и полному тезке, проживающему в Ульяновской области. Вопрос теперь решается через суд.
Не единичны случаи хищения денег путем подделки подписей в раздаточных ведомостях или других махинаций. Например, у Александра Л. из Альметьевска в результате “потери” вкладной книжки пропало около 60 тысяч рублей. По таким фактам проводятся прокурорские проверки. С помощью военных прокуратур гарнизонов общественная организация “Защита” разыскала 30 процентов причитающихся военнослужащим денег. Нередко проблема возникает из-за того, что должностные лица в воинских частях по невнимательности не включают в приказы на выплату “боевых” всех, кто того заслуживает. А дополнительные приказы потом не утверждает командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе, в свою очередь руководствуясь инструкциями Генерального штаба ВС РФ. По этой причине уже 20 татарстанских парней не могут получить в общей сложности около 1 млн. рублей.
“Зажимает” Минобороны России и суточные в долларовом эквиваленте военнослужащим-контрактникам, которые в составе миротворческих сил находятся в зоне вооруженного конфликта в Абхазии. По этому вопросу к нам обратились шесть человек. Не все гладко и с выплатой материального вознаграждения солдатам, занимающимся сейчас уничтожением взрывоопасных предметов, оставшихся в земле после чеченских боевиков.
На мой взгляд, подобное отношение к защитникам Отечества свидетельствует об отсутствии уважения к ним со стороны государства, которое, кстати, само и направляет их в “горячие” точки, когда возникает угроза единству страны. Возможно, г-н Улюкаев прав: с позиций чиновника большого ранга проблемы с выплатой “боевых” носят технический характер, но для военнослужащих, кто рисковал и рискует своей жизнью, они оскорбительны. Получается, что военнослужащие выпрашивают себе подачку от государства. И “боевые” деньги уже не боевые, а милостыня.
Иван ЮРТОВ.
Подполковник запаса,
председатель правления республиканского объединения
военнослужащих “Защита”.