Весной трагического 1941 года Ахату исполнилось тринадцать. А через два месяца началась война, которую с первого дня назвали Отечественной, а потом и Великой. Потому что более грозного испытания в нашей истории не было.
Потом долго и трудно шла страна к Победе, и вместе с ней рос и мужал татарский мальчишка из Джамбульского района Казахстана. Многое из того, что учил тогда по учебникам, потом позабылось, а вот грозные слова сообщений с фронта и сейчас может повторить Ахат Гайнуллович с тем же волнением, с каким прислушивался тогда к голосу “всесоюзного глашатая” Левитана, с трудом пробивавшемуся через расстояния к старенькой тарелке репродуктора.
Но война была не только там, на полях сражений. Она была в рассказах раненых фронтовиков, в судьбах беженцев, которые приютились рядом с их домом, в тяжелых буднях тыла великой войны… А прежде всего – в тех казенного вида бумажках из военкомата, которые тогда называли “похоронками”.
Война закончилась раньше, чем Ахат Юлашев достиг призывного возраста. Было радостно и немного обидно. Они ведь привыкли чувствовать себя солдатами, ожидающими своей очереди выступить на защиту Отечества. И потому выбор профессии для Ахата не представлял особого труда: буду военным. Окончил военное училище и, прикрепив к новеньким погонам лейтенантские звездочки, начал службу в частях, которые назывались несколько торжественно – “Войска по охране воздушного пространства Советского Союза”, или по-иному ПВО – противовоздушная оборона страны.
Известно, что такие части в городах, да и вообще в населенных пунктах, не располагаются. А главное в их службе – боевое дежурство и постоянная готовность к бою “с целью пресечения возможного нарушения воздушных границ”. И никто в точности не скажет, когда “холодная война” перейдет грань войны “горячей”.
Время вроде мирное, а приходилось открывать огонь по воздушному шпиону или провокатору без права на ошибку и промах, налаживать радиотехническую разведку в Афганистане, где наши войска вели боевые действия в исключительно сложных условиях пустынной и горной местности с хитрым и храбрым противником.
Можно по-разному теперь относиться к этой войне. Но честь и долг требовали от военного человека мужественно и достойно выполнять свои обязанности. Обладая высокой квалификацией, качествами командира, умением сочетать жесткую требовательность с неизменным чувством войскового товарищества, Ахат Юлашев уверенно, хотя и без излишней торопливости, продвигался по службе, пройдя все ее крутые ступени от командира взвода до начальника радиотехнических войск армии ПВО и от лейтенанта до генерал-майора. И награжден был достойно. Но, может быть, больше всего поражает география его службы: Закавказье, Средняя Азия, острова Северного Ледовитого океана…
Наверное, к таким, как он, относится старинное правило настоящего российского офицера: ни на что не напрашиваться и ни от чего не отказываться.
И все эти годы рядом с ним шла Галина Александровна, его верная супруга, хранительница семейного очага. Год семидесятипятилетия Ахата Гайнулловича совпадает с их золотой свадьбой. И между прочим, с еще одним юбилеем – шестидесятилетием войск ПВО страны, остающихся и ныне, наверное, самым боеспособным родом войск, которому отдал генерал Юлашев столько энергии, творческих сил, большого неустанного труда. Так в жизни Ахата Гайнулловича сочетается личное, служебное и государственное.
Уже несколько лет генерал в отставке Юлашев возглавляет Комитет ветеранов войны и военной службы Республики Татарстан. Объединяет он людей различных жизненных судеб, характеров, возрастов. Но с общим чувством верности патриотическому долгу, с которым они прошли свой нелегкий путь служения Отечеству в рядах Вооруженных Сил, и ныне в меру сил своих стремятся способствовать нравственному воспитанию молодого поколения.
Ахату Гайнулловичу за сравнительно небольшой срок руководства ветеранской организацией удалось, наверное, главное – сплотить вокруг комитета людей неравнодушных, инициативных, объединенных общим пониманием места и роли ветеранов войны и военной службы в новых условиях жизни страны и общества перед лицом требований времени.