С теплым весенним прояснением погоды сравнила во вторник на традиционном брифинге в Кабинете Министров заместитель Премьер-министра РТ Зиля Валеева последние изменения на информационном рынке республики – создание по указу Президента М.Шаймиева агентства РТ по массовой коммуникации “Татмедиа”.
В начале своего общения с журналистами З.Валеева предостерегла скептиков: в создании новой правительственной структуры, по ее словам, не стоит усматривать стремления государства усилить накануне парламентских выборов контроль за печатью. Перед агентством стоят другие задачи – в первую очередь улучшение имиджа республики за ее пределами и обеспечение единой информационной политики путем усиления взаимодействия со службами по связям с общественностью исполнительных органов власти. Пока, по мнению З.Валеевой, пресс-центры действуют разобщенно, не координируя ведомственную политику с общегосударственной. И все же главное назначение “Татмедиа” – быть инструментом полноценного информирования населения через СМИ о работе государственных структур. При этом, что весьма важно, кардинально меняются принципы отношений между властью и журналистикой. “Татмедиа” намерено одинаково тесно работать как с государственными, так и с независимыми и частными средствами массовой информации, а последних большинство. То есть если до недавнего времени преобладала такая форма сотрудничества власти со СМИ, как прямое субсидирование девятнадцати государственных изданий, то теперь взят курс на грантовую форму поддержки всего массива печати.
Что это означает? Кабинет Министров РТ фактически предлагает работникам СМИ различных форм собственности на равных претендовать на выполнение государственных заказов по социальной, образовательной, культурной и другим программам. Отбор исполнителей заказов будет осуществляться в ходе конкурсных тендеров.
Чем вызвана данная мера? В Кабинете Министров был сделан серьезный анализ рынка республиканских СМИ. Выяснилось, в частности, что государственные издания – газеты и журналы, финансируемые из бюджета, – медленно, но стабильно теряют аудиторию. Читательские симпатии, по словам З.Валеевой, перехватывают негосударственные издания, в том числе общефедеральные. Игнорировать данную тенденцию Правительство не вправе.
Развивая эту мысль, З.Валеева предположила, что в ближайшее время руководству “Татмедиа” предстоит подумать, как подвигнуть государственные СМИ строить свою работу на принципах финансовой самодостаточности, и, возможно, пересмотреть количество государственных изданий. Не исключено, сообщила она, что на бюджетном финансировании останутся только одна газета на татарском языке, один телеканал и один радиоканал. Отдельные же информационные “заказы” Кабмин рассчитывает размещать в наиболее тиражных изданиях – при этом неважно, какая у них форма собственности. В связи с чем, особо подчеркнула З.Валеева, говорить о выстраивании властями жесткой вертикали СМИ не приходится.
На вопрос нашего корреспондента о статусе в новых условиях газет “Республика Татарстан” и “Ватаным Татарстан”, учредителями которых выступают Кабмин и Госсовет РТ, З.Валеева ответила, что видит их будущее по аналогии с “Российской газетой”, которая сумела стать прибыльным государственным унитарным предприятием. Впрочем, уточнила она, вопрос о правовой стороне проблемы окончательно не решен, тем более что татароязычному изданию добиться рентабельности практически невозможно. Предстоит работа по согласованию позиций с коллективами этих старейших в республике газет.
В любом случае “Татмедиа” не будет учредителем ни официальных, ни других изданий, поскольку это привело бы к противоречию с задачами агентства по обеспечению равного для всех доступа к государственным информационным заказам. Одновременно, сообщила З.Валеева, одним из приоритетных направлений работы агентства может и должна стать защита общих интересов журналистов – как в правовом отношении и при нарушениях трудового законодательства, так и в жестких реалиях выживания их редакций в условиях рыночной стихии.
З.Валеева сообщила, что в самое ближайшее время будет принято решение о назначении руководителя “Татмедиа”. В его подчинении предположительно будут находиться 25-27 человек.