Реформа ЖКХ: объединись, теория, с практикой!

“Прижились” частники в жилищной сфере
В Нижнекамске состоялась встреча группы народных депутатов Татарстана и работников Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ с руководителями жилищных предприятий и организаций, обслуживающих жилой фонд города нефтехимиков.

“Прижились” частники в жилищной сфере


В Нижнекамске состоялась встреча группы народных депутатов Татарстана и работников Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ с руководителями жилищных предприятий и организаций, обслуживающих жилой фонд города нефтехимиков.


В Нижнекамске весь жилой фонд передан для обслуживания в частные руки. Каждое из 13 жилищных управлений обслуживает в среднем от двухсот до четырехсот тысяч квадратных метров жилфонда. За предпринимателем Игорем Харьковским, к примеру, свыше пятисот тысяч квадратных метров, и он готов взять в обслуживание еще одно домоуправление. По его подсчетам, при нынешнем повышении тарифов и переходе на упрощенную форму налогообложения его ЧЖЭУ в этом году может выйти на прибыль. Явление небывалое в традиционно дотационной сфере.


Депутатов интересовали размеры и сроки выплаты зарплаты работникам частных домоуправлений, оказание помощи в ремонте одиноким людям и ветеранам, форма расчета при проведении аварийных и крупных ремонтов. И, судя по ответам, вопросы организации и взаимодействия всех заинтересованных структур в городе неплохо отлажены и представляют интерес для всей республики.


Ирина МИТРЮШКИНА.
Наш соб.корр.


Менять, ничего не меняя?


Вторым после Нижнекамска пунктом в маршруте поездки стали Набережные Челны. Открывая совещание с участием депутатского корпуса, руководителей коммунальных предприятий автограда, заместитель председателя комиссии Госсовета Татарстана по вопросам экономического развития и реформ Альберт Каримов сказал, что на нынешнем этапе знакомства законодателей с ходом реформы ЖКХ они не ставят перед собой задачу оценить деятельность муниципальных образований. Нужно сначала собрать информацию о первых практических шагах, предпринимаемых на местах по структурной перестройке отрасли. Тем более что каждый город имеет свою специфику. А уж потом, после обобщения ее результатов на республиканском уровне законодатели будут подводить нормативную базу под уточненную концепцию реформы.


Как доложил начальник департамента Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ по Набережным Челнам Фанис Низаметдинов, в прошлом году на текущее содержание жилищного фонда города было израсходовано 345 млн. рублей – в полтора раза больше, чем в 2001 году. Объемы капитального ремонта домов и вовсе возросли в 2,6 раза. Стратегически верным оказалось и решение о передаче обслуживания инженерных сетей города ОАО “Татэнерго”. Процесс их обновления также обрел положительную динамику. На 50 процентов возросла средняя зарплата работников отрасли.


Однако краеугольным камнем реформы ЖКХ, как известно, является разделение функций по управлению и эксплуатации жилья.


Положение, когда жилищно-коммунальные конторы представляли в одном лице и заказчика, и подрядчика, было еще терпимо при советской власти. Контроль за всем и вся осуществляли тогда партийные органы, насколько эффективно – другой вопрос. С изменением общественно-политического строя должна была произойти адекватная перестройка принципов организации отрасли. Увы, этого не случилось. И кризис ЖКХ во многом продиктован именно этой причиной, а не только дефицитом финансов и в целом плачевным состоянием экономики в стране.


5 февраля постановлением главы администрации города его жилищный фонд был передан вновь созданному государственному учреждению “Управляющая компания ЖКХ г. Набережные Челны”. Соответственно три прежних балансодержателя жилищного фонда – ГУП “Жилкомсервис”, КУП “Челны-стройремонт” и “Махалля” – преобразовывались, как можно было предположить, в генеральных подрядчиков. Однако минуло лишь два месяца, и глава Рашит Хамадеев издает постановление, отменяющее упомянутое выше. Функции управления жилищным фондом города теперь передаются уже семи организациям. Подобные колебания не могут не насторожить. И как быть с “Управляющей компанией ЖКХ” – ликвидировать? Почему-то этот вопрос показался для Альберта Каримова, который вел совещание, несущественным, и задать его докладчику после закрытия совещания пришлось журналистам. Правда, Ф.Низаметдинов не был расположен подробно обсуждать эту тему, лишь заметил, что точки над “i” расставит Минстройархжилкомхоз РТ.


Оно, конечно, так. Дело ответственных руководителей решать, сколько должно быть управляющих компаний в жилищно-коммунальном комплексе города – семь или одна? Главное, чтобы разделение функций происходило не только де-юре, но и де-факто. А сомнения на этот счет, если исходить из выступлений на совещании руководителей предприятий, возникают. Большинство из них сразу оседлало любимого конька – надо поднимать тарифы. Сейчас себестоимость услуг в расчете на 1 квадратный метр равна 3,50 рубля при недавно утвержденном тарифе 3,81 рубля. Но в запасе у застрельщиков реформы имеется еще “экономически обоснованный” тариф – 5,42 рубля! Интересно, какой Госплан его обосновывал? В условиях рынка есть один механизм объективизации цены на товары и услуги – конкуренция. А она пока в ЖКХ плохо просматривается. В претензиях на гарантированную прибыль, пусть даже сопровождающихся рыночной риторикой, нетрудно обнаружить уши затратной экономики, которая ну никак не сопрягается с целями и задачами нынешней реформы отрасли.


Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ.
Наш соб.корр.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще