Каждый раз, собираясь в школу на родительское собрание, беру со вздохом толстую общую тетрадь, исписанную убористым почерком. Это все задания на дом, которые мы, родители, получаем от классной руководительницы якобы для наших детей. Но на самом деле работать над воплощением в жизнь учительских идей приходится родителям, а не детям. По двум причинам: во-первых, детям эти задания зачастую непонятны и неинтересны, во-вторых, выполнить их они не могут, потому что работа слишком сложная, недетская. Ну а какой родитель желает зла своему ребенку? Если задание не выполнишь, не дай Бог попасть в немилость к учителям. И вот вместо того, чтобы отдыхать после трудового дня, готовить ужин и уроки с ребенком, начинаешь заниматься всякой ерундой и костерить почем зря умников, придумывающих нелепые задания…
Недавно у моей дочери-первоклассницы состоялось классное собрание. На нем родителям сообщили, что по инициативе роо (наша школа находится в Приволжском районе) организуется детский конкурс. Согласно этому каждый ученик должен приобрести деревянные миску, чашку, плошку, матрешку, в крайнем случае ложку – и раскрасить. Но не просто так, а обязательно “полхов-майдановским” узором…
Мы, родители, так и застыли в недоумении. Это еще что такое? Гжель – знаем, про семеновскую роспись, про хохлому наслышаны… Тут учительница заставила нас раскрыть тетрадки, приготовить ручки, и началась лекция о тонкостях “полхов-майдановской” росписи. Оказывается, нужно рисовать цветочки исключительно красным и зеленым, синим и желтым. А потом все обвести черным контуром. Но прежде чем рисовать по дереву, нужно еще сварить клейстер, обмазать им изделие, а в завершение, после покраски, не забыть покрыть работу лаком. Представляете? И все это должен выполнить первоклассник. Самый обыкновенный…
Мы поинтересовались: кто это придумал, неужели сама учительница? Она даже руками от возмущения замахала и призналась, что это указание из роо… И еще попросила не подводить ее.
Я купила что попроще и подешевле – ложку (мы семья небогатая, каждый рубль на счету). Клейстер варить не стала – суматошно. Конечно, семилетняя Наташка с “майдановским” узором не справилась (хотя она у нас отнюдь не бездарь, просто у нее другие интересы, она музыку сочиняет), но папа выручил – целый вечер над ложкой корпел, разрисовывая ее маркерами. Получилось относительно прилично. Эту ложку, будто она ее сама раскрасила, и понесла Наташка в школу.
Но не успели мы про ложку забыть, как новая напасть. Сын-третьеклассник принес очередное задание на дом – вышить бисером по бархату татарский национальный орнамент. Из этого бархата нужно изготовить потом шкатулку, вазочку или косметичку. И еще приготовить реферат, который предлагается взять из Интернета, на тему использования татарского народного орнамента. Причем бисерно-бархатное изделие должно быть изготовлено к определенному сроку, до которого осталось ровно два дня…
Интернета у нас дома нет (увы, для обычной семьи это пока что роскошь), правда, нашлась книжка в тему. И то хорошо. Но как быть с самой вышивкой? Однозначно, что наш Сергей, который только и знает, что с железками возиться да в футбол гонять, вряд ли осилит столь тонкое занятие, как вышивка, да еще бисером по бархату. Значит, придется вышивать мне. Но, во-первых, я тоже не белошвейка, во-вторых, у меня нет на это ни времени, ни желания. Вот я и хочу спросить: о чем думают господа-товарищи там, “наверху”, сочиняя такие домашние задания? И для кого сочиняют? Я понимаю, если бы подобной работой озадачили, например, в кружке или студии, где занимаются одаренные в этой сфере дети. Но стричь всю ребятню под одну гребенку и предлагать им выполнять чуть ли не на профессиональном уровне столь трудоемкие и специализированные операции – это, извините, насилие… Но и это еще полбеды. Неужели “наверху” не знают, что их домашние задания все равно родители выполняют? А если знают, то кому это нужно? Или это обычное равнодушие?
P.S. Извините, что подписываюсь вымышленным именем. Но ведь, не дай Бог, вычислят, моим же детям в школе прохода не дадут.
Тамара ИЗМАЙЛОВА.