Реклама предлагает нам все больше красок для волос. В то же время, по мнению западных ученых, многие препараты для окраски волос далеко не безвредны, иные даже могут вызвать генетические изменения. Причем красители в состоянии проникать не только в волосы, но и в организм человека. Статистика свидетельствует, что парикмахеры, имеющие дело с красками для волос, заболевают раком чаще, чем представители других профессий.
Часто в красках для волос применяется 2,5-толуилендиамин. Это преобразованная форма 2,4-TDA – официально разрешенная, но далеко не бесспорная. Именно она вызывает аллергию у парикмахеров, а значит, и всем остальным может нанести вред.
Столь популярное ныне тонирование волос тоже сопряжено с риском. Реклама преподносит оттеночные средства – шампуни, бальзамы и пены – как наиболее мягкие, даже укрепляющие волосы. Однако это зачастую – те же классические краски для волос, содержащие PDA или TDA (наиболее вредные красители из ароматических аминов). Подобные оттеночные средства, как и краски, состоят из двух компонентов, которые нужно смешивать.
Кроме того, многие препараты включают другие красители из ароматических аминов, о чем свидетельствуют предупреждения: “Продукт может вызвать аллергические реакции. Не использовать для окраски ресниц и бровей. Избегать контактов с глазами. Тотчас же промыть, если продукт попал в глаза. После использования средства хорошо промыть волосы. Надеть соответствующие перчатки. Хранить в месте, не доступном для детей”.
Впрочем, оттеночные средства, состоящие из одного компонента и не сопровождающиеся предупреждающими надписями, тоже не всегда безвредны. В составе многих пенообразователей, закрепителей и кремов встречаются ароматические амины. А это значит, что такие средства могут вызывать аллергию, а возможно, и злокачественные опухоли или генетические изменения.
Химики фирм – изготовителей красок для волос весьма изобретательны. Чтобы не отпугнуть покупателей предупреждающими надписями на упаковках своего товара, они создали большое разнообразие производных от PDA. Если эти вещества настолько же вредны, насколько хорошо окрашивают волосы, то мы сильно рискуем, применяя их.
Большая проблема для многих – седина. Разнообразные фирмы предлагают свои решения. Есть даже варианты, позволяющие избавиться от седины без помощи краски. Например, лосьоны для седых волос, пенообразователи – не красящие средства в обычном смысле, так как красителей они не содержат. Входящий в их состав свинцовый ацетат вступает в реакцию с кислородом воздуха и частицами серы, содержащейся в волосах, и образует черные пигментные пятна сульфида свинца. Чем дольше применяются эти средства, тем темнее становятся волосы, так как осадок на волосах делается все толще.
Научные исследования показали, что, попав в организм, это соединение нередко повышает уровень свинца в крови, а проведя испытания на животных, ученые пришли к выводу: свинец может спровоцировать рак.
Учтите: все красящие средства, которые не смываются – краска или оттеночное средство, содержат вредные для здоровья химикаты: фенилендиамин, толуилендиамин, резорцин или альфа-нафтол. Они должны быть названы на этикетке. Эти продукты легко распознать: они состоят из двух компонентов, которые нужно смешивать.
Оттеночные кремы, закрепители или пена, состоящие из одного компонента, не имеют предупреждающих надписей и смываются через несколько недель. Они также могут содержать красители, вредные для здоровья. Чем темнее желаемый тон окраски, тем больше вероятность того, что средство небезопасно. Даже указания “без окислителей” или “без аммиака” не гарантируют безвредность.
Средства для обесцвечивания и мелирования большей частью состоят из двух компонентов, но вредных красителей, как правило, не содержат.
Альтернатива химическим средствам для окрашивания волос – растительные красители. Однако у них есть существенный недостаток – они не могут полностью закрасить седину. Так, хна окрашивает волосы в рыжий цвет. Если смешать ее со скорлупой грецкого ореха или бузиной, можно добиться разных оттенков. Черный цвет и другие темные тона получают, используя натуральный индиго, содержащийся в одноименном растении, произрастающем в Индии.