Недавно мы вместе с сыном возвращались из Казани в Нижнекамск. Ехали коммерческим автобусом, который отправился от железнодорожного вокзала. Для нас это очень удобно. Во-первых, конечная остановка возле дома, во-вторых, билет дешевле. В-третьих, такие автобусы практически не ломаются в пути, чего нельзя сказать о рейсовых. И наконец – просто приятно видеть доброжелательно настроенных водителей. Приятно, даже если знаешь, что подобное отношение к пассажирам отчасти объясняется наличием конкурентов. Крутящиеся возле автобусов владельцы частных “газелек” и легковушек готовы довезти до нужного пункта “с ветерком и комфортом” и ненамного дороже.
Разговорившись с одним из водителей, узнала, что ежедневно в наш город из столицы республики ходят два коммерческих автобуса. Один принадлежит нижнекамскому ПАТП-1, занимающемуся междугородными перевозками. Второй, который отправляется часом позже, транспортному предприятию нефтехимиков.
– Не густо, – подумала я, получив подтверждение информации в городской администрации. Туда по просьбе читателей пришлось обратиться за разъяснениями по другой, но сходной, по сути, проблеме – по поводу отсутствия в Нижнекамске частных “маршруток”, которые неплохо зарекомендовали себя в Казани.
Начальник управления экономики, промышленности, транспорта и связи Нижнекамской администрации Х.Мустафин пояснил, что в отличие от других городов Татарстана Нижнекамск достаточно компактен. Вводить рейсы частных “маршруток” в нем нецелесообразно. К тому же развитие коммерческих маршрутов уже осуществляется на базе государственного унитарного предприятия ПАТП-2.
Действительно, Нижнекамск, по сравнению с теми же Набережными Челнами, по протяженности гораздо меньше. Тем не менее проблема общественного транспорта существовала в нем постоянно. А когда городской центр окружили новостройки, попасть из одного конца Нижнекамска в другой, особенно в час пик, для тех, кто не имеет собственного или служебного автомобиля, стало и вовсе проблематично.
Согласитесь, тратить в день по часу с лишним, чтобы добраться на работу, в крупном мегаполисе – это одно, а в компактном Нижнекамске – совсем другое. В первом случае временные затраты оправданы расстояниями, во втором – говорят о сбоях в работе общественного транспорта, представленного в городе нефтехимиков трамвайным депо и автобусным предприятием.
Трамвайные пути соединяют старую часть города с промышленной зоной. Вагоны скользят по ним по специальному графику, построенному в зависимости от рабочих смен. Есть и внутригородской маршрут, в какой-то мере облегчающий участь жителей старых кварталов. В новых микрорайонах наличие трамвайных путей – дело далекого будущего. А значит, для живущих там нижнекамцев выбор сужается до маршрутных автобусов. Единственная альтернатива им – частное такси.
Таксопарки стали появляться здесь лет шесть назад. Причем один за другим, как грибы после дождя. Единственное объяснение этому явлению, на мой взгляд, в том, что люди предпочитали переплатить за проезд, чем терять время на остановках в ожидании автобуса. Сегодня в двухсоттысячном Нижнекамске действуют около 20 частных таксопарков, объединяющих 300 с лишним машин. Поездка стоит от 20 до 30 рублей, в промзону – 80-90. В праздничные и выходные дни тариф может увеличиться вдвое. А в напряженные часы до диспетчера не так-то легко и дозвониться…
Теперь посмотрим, как обстоит дело с автобусами. Ежедневно по городским маршрутам курсируют в две смены 146 так называемых социальных автобусов. По словам заместителя начальника ГУП “Нижнекамское ПАТП-2” Ю.Иванова, право бесплатного проезда в них имеют свыше 50 категорий льготников. Расходы на их провоз покрываются из местного бюджета. Не так давно по городским улицам были пущены и коммерческие автобусы этого же предприятия. На текущий день 13 автобусов работают в первую смену, 10 – во вторую.
– В ближайшее время, – говорит Юрий Геннадьевич, – ожидаем поступления еще десяти. Они приобретены на свои средства и будут осуществлять коммерческие рейсы.
Что ж, состояние автобусного парка этого предприятия – и это общеизвестно – оставляет желать лучшего. Обновление техники идет медленно. (В связи с чем, кстати, у транспортников довольно остро стоит кадровый вопрос. Молодежь не горит желанием работать на постоянно ломающихся машинах.) Стремление же руководителей ПАТП-2 улучшить положение предприятия за счет коммерческих рейсов вполне объяснимо.
С другой стороны, подобная ситуация, на мой взгляд, задевает интересы сразу двух категорий населения. И прежде всего пассажиров. Им, в принципе, все равно, кому платить за проезд, – лишь бы передвигаться быстро и без хлопот. Вероятность чего гораздо выше при многовариантности предложений, обеспечить которую могли бы частные предприниматели. В данном же случае они остаются не у дел. Хотя, насколько я знаю, частники готовы хоть сегодня вложиться в приобретение маршрутных “газелек”, мобильность которых уже сделала их незаменимыми во многих городах.
Кстати, в нашем разговоре Х.Мустафин в качестве аргумента против частных “маршруток” посетовал на работу частных такси. Дескать, имеются у них серьезные нарушения. К примеру, приезд водителей на вызов в состоянии алкогольного опьянения. Наверное, вышеназванные факты действительно имеют место в частных транспортных предприятиях. Что, однако, не исключает наличия подобных нарушений и на предприятиях любой другой формы собственности. Так что контроль со стороны местной власти здесь нужен, и нужен за всеми. Но, в первую очередь, за частника или против него должен “проголосовать” сам пассажир. И он, собственно, это и делает ежедневно, набирая номер одного из многих агентств такси. А вот по поводу частных “маршруток” ему это сделать невозможно. Ввиду их – частных “маршруток” – полного отсутствия.