Как-то глава Нижнекамского муниципального района Айдар Метшин, что называется, подбросил своему заместителю Рашиду Миннуллину идею: неплохо бы показать старшеклассникам музеи крупных городских предприятий. Рашид Исламович, признаться, поначалу воспринял ее без энтузиазма. Однако решил попробовать. По крайней мере, худа не будет, если ребята узнают больше о производствах, на которых трудятся их папы и мамы, на которых держится город, но о которых, как ни удивительно, они практически ничего не знают!
Поговорил об этом с начальником городского управления образования Рависом Шакировым. Тот профессиональным взглядом идею оценил сразу: это же эффективная профориентация! И тут же предложил: организуем экскурсии в рамках дополнительного образования.
Однако “раскрутить” простую с виду идею оказалось не так-то просто. Например, неожиданно выяснилось, что не только школьники, но и их преподаватели имеют слабое представление о градообразующих предприятиях, о том, что делается в их цехах.
Но сложнее всего оказалось убедить в необходимости этой акции производственников. Вот уж кому меньше всего хотелось регулярно принимать в своих тихих музеях ораву школьников. А тут еще заместитель главы мягко, но настойчиво просит эту самую ораву еще и транспортом обеспечить…
Шутка ли: вопрос “раздули” до такой важности, что вынесли его на обсуждение в городском Совете на совещании с заместителями генеральных директоров! Рашид Миннуллин со свойственной ему обстоятельностью предложил составить план и график посещения музеев предприятий школьниками, то есть этот “локомотив” поставили на регулярные рельсы усиленной профориентационной работы.
Собственно говоря, экскурсии было решено сделать своего рода обязательными выездными уроками. Экскурсоводов тоже подготовили: провели семинар, составили сориентированную на специфическую цель и контингент программу выездной учебы. Цель же поставили весьма сложную при всей кажущейся простоте: заинтересовать школьников производством.
И первая же поездка десятиклассников на строящийся комплекс “ТАНЕКО” просто поразила ребят. Безусловно, они слышали о нем, но не имели никакого представления об этом гиганте нефтепереработки, о его масштабах и перспективах. Теперь они смогли оценить происходящее: и то, что комплекс по переработке “черного золота” не случайно называют крупнейшим в стране; и то, насколько велик будет ассортимент продуктов нефтепереработки; и даже то, насколько важно, живя в Нижнекамске, учить иностранный язык. Об этом их заставила задуматься встреча с иностранными специалистами: американцы были радушны и доброжелательны к школьникам, но понять их ребята могли только с переводчиком.
Не меньше открытий старшеклассники сделали и на предприятиях, давно ставших “фирменными” для города. И ведь много, как кажется, о них читали. А удивительное все равно рядом. Например, ОАО “Нижнекамскшина” занимает третье место в мире по объему производства шин, и вся страна этими шинами пользуется. Своими руками можно потрогать историческую первую покрышку и миллионную – вот они, по праву ставшие музейными экспонатами! Но главное – “Нижнекамскшина”, оказывается, это не какой-то бездушный, напичканный техникой завод, а живой производственный организм со своей, если хотите, романтикой. Десятиклассница Катя Белоусова с откровенным удивлением написала в книге отзывов: “Я не представляла до этого, насколько интересной может быть профессия рабочего!”
Открытием для ребят стала и Нижнекамская ТЭЦ – она показалась им едва ли не самым… романтичным предприятием.
Освоив промышленную зону, школьники начали изучать город. У них открылся искренний интерес к таким урокам. Побывав в музее медицинского колледжа, они узнали не только много любопытного о развитии городского здравоохранения, но и о том интересе, который проявляют к работе нижнекамских медиков зарубежные специалисты. Восхищение вызвал подарок, сделанный музею одним из иноземных принцев. Даже не столько сам подарок, сколько факт: как, даже особа королевских кровей здесь побывала? Еще больше зауважали после этого десятиклассники профессию медика.
Но едва ли не больше всего ребят впечатлила экскурсия в пожарную часть. В качестве исключения туда повели не старшеклассников, а школьников помладше. Так те просто захлебывались потом от восторга и твердо пообещали педагогам и родителям: будут только пожарными…
А взрослые, наблюдая за детьми, делали выводы: направление профориентационной работы определили верное.
Результатом знакомства с предприятиями стала огромная реальная информация о промышленном потенциале региона, которую получили не только школьники, но и педагоги. Но наиболее ценным стало сделанное стоящими перед выбором профессии старшеклассниками открытие: чтобы начать интересную самостоятельную жизнь, вовсе не обязательно искать счастья в дальних краях – жизнь предлагает заманчивые перспективы и у себя дома. Таков главный итог педагогически и социально значимого проекта, запущенного местной властью.
Он, кстати, обернулся и еще одной выгодной стороной – стимулировал руководителей трудовых коллективов к долгосрочному вложению средств в интеллектуальный потенциал своего региона. Для этого управление образования предложило любопытное новшество. С этого учебного года пока только на старшеклассников, а в будущем – со времени поступления в школу – на каждого ученика заведут специальный дневник, где будут объективно оцениваться его достижения, промахи, отмечаться интересы, способности. К моменту окончания школы оформленное персональное портфолио передадут руководителям предприятий. Таким образом у компаний будет возможность отобрать достойных кандидатов для целевого направления на учебу.
Ну а что касается опасений запускать школьную ораву на производство, так за все время многочисленных экскурсий не произошло ни одного инцидента. “Орава” оказалась неформально любознательной и очень дисциплинированной.
С нового учебного года сотрудничество школ и промышленников должно стать еще более тесным, поскольку планируется начать предметное шефство предприятий над школами. Предметное в прямом смысле – по физике, химии, информатике.
Предприятия возьмутся за поддержку школ прежде всего лабораторным оборудованием. Не исключены лекции о новинках отрасли и мастер-классы специалистов, ну и, конечно же, тематические экскурсии в будущую профессию и целевая материальная поддержка предметников за их результативный труд. В Год учителя все это должно стать вдвойне актуальным.
“Раскачивать” производственников на это дело особо не пришлось. Директор Нижнекамской ТЭЦ Рамиль Хусаинов буквально ухватился за идею, которая обязывает и родителей работать со школой, и предприятию позволяет закладывать долгосрочный социальный капитал, и ученика надежно стимулирует к учебе, труду и дисциплине. Более того, одну из городских школ решено сориентировать конкретно на энергетическое направление.
Вот так разрослось и пустило в Нижнекамске корни небольшое, как казалось поначалу, дело. Всего-то – экскурсия в музей предприятия. А в результате получилась чуть ли не реформа в сфере профессиональной ориентации.