И повезут вакцины в… овраг?

Вопреки здравому смыслу закрыли ветлабораториюВ недрах Минсельхозпрода РТ случилось непонятное: там вдруг потеряли страх перед туберкулезом и сальмонеллезом, лейкозом и лептоспориозом, другими болезнями, которым подвержены молочные и мясные стада на наших фермах.

Автор статьи: Владимир БЕЛОСКОВ

Вопреки здравому смыслу закрыли ветлабораториюВ недрах Минсельхозпрода РТ случилось непонятное: там вдруг потеряли страх перед туберкулезом и сальмонеллезом, лейкозом и лептоспориозом, другими болезнями, которым подвержены молочные и мясные стада на наших фермах. Об этом можно судить по тому, что неожиданно для специалистов животноводства закрылась Научно-производственная ветеринарная лаборатория (НПВЛ), а штат ее уволен в полном составе. Полная “абракадабра” произошедшего заключается в том, что такого просто не должно было произойти по здравому смыслу.


Дело в том, что лаборатория, в которой трудилось всего шесть человек, выпускала около 20 лечебных препаратов и вакцин для хозяйств республики на полтора миллиона рублей в год. Ее специалисты по заявкам выезжали в хозяйства, где возникала тревожная эпизоотическая обстановка, чтобы на месте выявлять причины заболевания животных. И хотя рынок буквально завален различными лекарственными препаратами, вся соль в том, что те вакцины, которые затем изготавливались в лаборатории, ни в каких аптеках купить было невозможно, ибо они предназначались против конкретного штамма или разновидности возбудителя болезни в данном конкретном хозяйстве. И люди, которые этим занимались, пользовались уважением и авторитетом.


Наивно предполагать, что ситуация в животноводстве республики резко улучшилась и лаборатория стала не нужна. Наоборот, обстановка на фермах усложняется: снижается резистентность, то есть сопротивляемость организма животных инфекционным заболеваниям, широко распространяются самые различные болезни, растет падеж молодняка. Из всех районов поступают заявки на те или иные лекарства.


Но тогда, может быть, лаборатория попросту не стала справляться с увеличивающимся объемом работ и где-то создали другую, более мощную? А специалистов не уволили, а перевели на новое место? Нет, ничего подобного. “С 1992 года я работал заведующим отделом ветеринарных и биологических препаратов унитарного предприятия “Научно-производственная ветеринарная лаборатория” Главного ветеринарного управления при Кабинете Министров РТ, – пишет в редакцию профессор, доктор ветеринарных наук, заслуженный ветврач РТ О.Котылев. – Распоряжениями Минсельхозпрода РТ и Минземимущества РТ наше предприятие было переименовано в унитарное предприятие “Научно-производственный центр “Кормовые добавки”. Однако, несмотря на то, что имело место не реорганизация, а простое переименование, директор центра А.Якимов без решения учредителя унитарного предприятия (Управления ветеринарии. – ред.) неправомерно издал приказ от 8 января 2003 года о сокращении штатного расписания, фактически ликвидировал наш отдел и уволил всех работающих в нем с 8 марта 2003 года…”


Когда я пришел в середине марта в лабораторию, меня встретил О.Котылев.


– Двери еще не опломбировали, но уже сидим на чемоданах, – сказал он.


Что же произошло? А произошло следующее. Департамент ветеринарии России в прошлом году предъявил повышенные требования к производимой продукции. “…На территории Республики Татарстан продолжают осуществлять свою деятельность предприятия, занимающиеся производством и реализацией лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных без оформления нормативно-технической документации в Департаменте ветеринарии Минсельхоза России…Повторно просим ужесточить контроль за реализацией продукции ветеринарного назначения…При выявлении случаев реализации продукции, не имеющей необходимой нормативной документации, рекомендуем немедленно отзывать лицензию на право данного вида деятельности и извещать налоговые органы…” Вот такие предписания стали поступать из Москвы в Главное управление ветеринарии при Кабмине РТ.


Как же на них отреагировал начальник управления А.Иванов? А отреагировал он как и положено должностному лицу. Вот выдержка из одного из его писем А.Якимову: “ГУП “Научно-производственная ветеринарная лаборатория”…занимается производством и реализацией лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных без оформления нормативно-технической документации в Департаменте ветеринарии… Во исполнение…приостановить производство кормов и кормовых добавок до получения НТД (нормативно-технической документации. – Ред.) в Департаменте…”


Производство А.Якимов не приостановил. На этой почве или не на этой, но отношения между ними испортились настолько, что управление резко сократило объемы закупок лекарственных препаратов у хозрасчетной лаборатории, на предприятии начались разного рода проверки. А летом прошлого года А.Ивановым был издан приказ, согласно которому ГУП “Научно-производственная ветеринарная лаборатория” сливалась с другим предприятием – ГУП “Биоветфарм”, а А.Якимов из директоров понижался в должности до первого заместителя ГУП “Биоветфарм”.


Ущемленный директор НПВЛ не стал мириться с таким поворотом дела, подал иск в Арбитражный суд и выиграл его. Но, отбив атаку вышестоящего начальника, он, видимо, понял, что конфликт на этом исчерпан не будет, и пошел дальше. Он обратился в Минсельхозпрод РТ с письмом, подписанным всем коллективом НПВЛ, за исключением отдела, возглавляемого О.Котылевым. В нем была изложена просьба “…принять эффективные и конкретные меры по стабилизации работы предприятия, возможно, вплоть до создания нового ГУП “Кормовые добавки” на существующей базе с ориентацией на производство премиксов, ферментов и других добавок…”.


В письме обращает на себя внимание то, что, предлагая создать предприятие по производству кормовых компонентов, авторы ничего не сказали по поводу НПВЛ. И это вовсе не случайно. А.Якимов, похоже, уже тогда вознамерился ликвидировать отдел по производству ветеринарных и биологических препаратов.


– Ничего против тех людей, которые работают в отделе, я не имею, – скажет потом в нашей беседе А.Якимов. – Но с какой стати наше хозрасчетное предприятие должно содержать подразделение, продукция которого перестала пользоваться спросом? На начало марта у нас на складе скопилось различных препаратов на четыреста тысяч рублей, а ведь у них есть срок годности. Что нам с ними делать – в овраг сваливать?


Свои слова он подкрепляет экономическими выкладками. Так, если в 2001 году от реализации биологических и ветеринарных препаратов НПВЛ выручила 1724,7 тысячи рублей, то в прошлом – только 870 тысяч, то есть в два раза меньше, а убыток составил 46 тысяч рублей.


Тут надо сделать пояснение: большинство хозяйств, нуждающихся в ветеринарном обслуживании, но испытывающих острый недостаток денежных средств, оплачивать лекарственные средства не могут. Поэтому в республике разработана схема, согласно которой основным заказчиком и покупателем выступает Главное управление ветеринарии. А оно-то как раз и сократило резко финансирование, ветеринарная лаборатория стала приносить убытки. В то же время наращивал объемы работы отдел кормовых добавок: тут выручка за год увеличилась в три раза, солидной получилась и прибыль.


Если оставить в стороне юридическую и моральную стороны вопроса, то с экономической точки зрения А.Якимова, сделавшего такой маневр, обвинять сложно. Он подошел к вопросу как предприниматель, как бизнесмен. И сертификаты на кормовые добавки, кстати, в Москве получены.


Другой вопрос: как ему удалось это сделать? Кто позволил оставить за бортом людей, ликвидировать необходимую республике ветеринарную лабораторию?


Вот учредительные документы нового предприятия, вот переписка, предварявшая его регистрацию. И что мы видим? Тут подписи и министра сельского хозяйства и продовольствия РТ М.Ахметова, и министра по земельным и имущественным отношениям В.Васильева.


Названные люди – руководители государственных органов, призванные стоять на страже государственных интересов. Выходит, ликвидация ветеринарной лаборатории – в интересах государства? Сомнительно. Ведь здесь как раз тот случай, когда убыточность производства не является основанием для его закрытия. Если так подходить, то сегодня по этой причине надо закрыть добрую половину сельскохозяйственных предприятий республики. А ведь они худо-бедно, но все-таки пока еще кормят нас. А если ослабить ветеринарное обслуживание, то может так получиться, что вскоре и кормить-то будет нечем. Как говорится, не дай Бог.


 


P.S. Когда материал готовился к печати, в редакцию позвонил А.Якимов и сообщил, что приказ о сокращении штата и увольнении работников ветеринарной лаборатории он отменил.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще