Челны глазами челнинцев

Лабораторией социальных исследований Института управления в Набережных Челнах проведен опрос общественного мнения по проблемам развития города.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

Лабораторией социальных исследований Института управления в Набережных Челнах проведен опрос общественного мнения по проблемам развития города. Конечно, подобные мониторинги самочувствия населения должны быть регулярными, но они стоят денег, а местному бюджету трудно взять на себя такие расходы. На помощь пришла частная инициатива: в роли заказчика у социологов выступил депутат горсовета, генеральный директор фирмы “Аудитор-Ч” Леонид Иванов. Свой поступок он объясняет тем, что в послании Президента М.Шаймиева Госсовету Татарстана содержится пожелание народным избранникам повысить активность и эффективность своей деятельности, направленной на достижение достойного уровня жизни людей. А при стратегическом планировании социально-экономического развития города не обойтись без знания того, как сами граждане представляют себе приоритеты в этой сфере.


Итак, какова самооценка челнинцев собственных проблем? Для ее замера использовалась квотная репрезентативная выборка, соответствующая социально-демографической структуре населения автограда. Всего в ходе исследования опрошено 450 жителей.


Выделенные по степени остроты проблемы города можно разделить на три группы. Самая актуальная (точка зрения 66,4 процента опрошенных) – низкие доходы населения. Хотя согласно статистике средняя зарплата челнинцев за прошлый год возросла на 38 процентов, а реальные доходы – на 10 процентов, они считают, что темпы инфляции на самом деле опережают это увеличение. Наблюдается падение платежеспособности и среди представителей так называемого среднего класса. Владельцы бутиков, начиная с конца прошлого года, фиксируют снижение объема продаж ширпотреба высокого качества.


На второе место по актуальности был поставлен высокий уровень преступности. Что до известной степени является неожиданностью, учитывая репутацию здешней милиции, как одного из наиболее боеспособных подразделений МВД республики.


Третья по значимости – жилищная проблема, непосредственно к ней примыкает неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства (41 процент респондентов).


Проблема безработицы оказалась только на пятом месте.


Ко второй группе проблем средней остроты, вызывающих беспокойство у трети опрошенных, относятся ухудшение экологической обстановки в городе, а также здоровья населения, несвоевременность выплаты зарплат, пенсий и пособий, незащищенность молодежи, финансовая нестабильность предприятий. И гораздо меньше челнинцев (от 19,8 до 1,6 процента) волнуют положение социально уязвимых категорий населения, наличие теневой экономики, работа городского транспорта, низкая инвестиционная и инновационная привлекательность города, уровень развития предпринимательства, туризма, внутригородской кооперации.


Если говорить о различных группах населения, то женщин и людей со средним образованием больше всего огорчает размер семейного бюджета. Интеллигенцию особенно страшит разгул преступности. Во главу угла эту проблему поставили и руководители (63,9 процента). Кстати, низкие доходы населения их беспокоят значительно меньше, а недостаточному развитию городского транспорта они отвели последнюю строчку в перечне проблем. Но это понятно: на трамвае начальство не ездит… Удивительно другое: столь же низкий рейтинг (5,6 процента) в глазах директорского корпуса имеет уровень развития предпринимательства. Как ни странно, не придают серьезного значения наличию или отсутствию в городе рыночной инфраструктуры и будущие менеджеры – студенты. Прежде всего они опасаются безработицы. Хотя не надо доказывать, что бороться с ней можно, лишь создавая условия для процветания бизнеса. Видимо, преподавателям кафедр экономики вузов города пока еще не удалось вложить эту истину в головы своих подопечных.


Отдельные горожане назвали дополнительно такие проблемы, как низкий уровень профессионализма руководителей, большой разрыв в размерах заработной платы менеджеров и исполнителей, отсутствие заинтересованности работодателей в обеспечении жильем своих работников, дороговизна банковских кредитов и т.д.


При оценке (по 5-балльной шкале) конкурентоспособности автограда представителями различных социальных групп также не обошлось без разночтений. Во-первых, если на фоне других городов республики Челны, по мнению свыше 80 процентов респондентов, смотрятся на “тройку с плюсом”, то на федеральном уровне – на “тройку с минусом”. Что не вполне совпадает с “аттестацией” города на Каме местными властями, которые на “встречах с народом” неизменно убеждают его: соседи смотрятся много хуже. Что ж, общественное мнение не всегда бывает адекватным. Этому можно найти объяснение: экономический кризис сделал роскошью для многих людей даже поездки к родственникам во время отпуска. Однако наиболее динамичная их часть – предприниматели, которые, надо полагать, не сидят сиднем в Челнах и могут сравнивать, оценили его конкурентоспособность на федеральном уровне в 2,16 балла. А люди, чей ежемесячный доход на одного члена семьи превышает 5000 рублей, и того меньше – в 2,11 балла. По сути, это “неуд”.


Как известно, конкурентоспособность города во многом зависит от размера инвестиций, которые, полагает каждый второй респондент, надо направлять на развитие КамАЗа. Но почти 19 процентов опрошенных придерживаются противоположной позиции: дополнительно привлекаемые капвложения лучше использовать для создания новых крупных производств. Таким образом, сами челнинцы начинают сомневаться в справедливости известной формулы: “КамАЗ – это город, город – это КамАЗ”. Причем в основном это граждане трудоспособного возраста, руководители и работники аппарата управления, предприниматели и коммерсанты.


Среди объектов первоочередного строительства в анкетах чаще всего называлось жилье, следом за ним – объекты коммунального хозяйства, в том числе второй теплоисточник. На третье место поставлен Дворец спорта.


Социологи коснулись в своих исследованиях и проблемы потенциальной миграции жителей автограда. Пятая их часть не покинет его ни при каких условиях. 4 процента приняли решение уехать из города. Это прежде всего мужчины в возрасте 40-59 лет, рабочие, имеющие среднее специальное или среднее техническое образование, представители семей, в которых среднемесячный доход на одного человека не превышает 3 тысяч рублей. Среди причин, побуждающих их сняться с места, – отсутствие материального достатка, неясность будущего для подрастающего поколения, жилищная проблема. Две трети челнинцев, то есть большинство, пока не собирается менять прописку. Это не исключает того, что при определенных условиях они не станут потенциальными мигрантами.


На какие же политические движения, способные помочь в решении стоящих перед городом проблем, челнинцы возлагают надежды? Анализ показал, что четверть населения вообще не интересуется политикой, 18,2 процента скептически относятся ко всем партиям и избирательным блокам, примерно столько же затруднились с ответом. И лишь 14 процентов верят в созидательный потенциал “Единой России”. 10,4 процента – сторонники КПРФ, 5,6 процента рассчитывают на “Татарстан – новый век”. Отделения других партий в совокупности отметили около 5 процентов челнинцев.


Отчет о результатах изучения общественного мнения по проблемам развития автограда депутат горсовета Л.Иванов, кроме руководства республики и города, направил главному федеральному инспектору по РТ М.Галимарданову. с просьбой оказать содействие в финансировании строительства Дворца спорта, онкодиспансера, городского центра детского творчества.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще