По этому случаю журналистов пригласили на мероприятие под названием “Передача “Сантела” из рук в руки”
Действие первое: уникальное сооружение
Действо началось в двенадцать часов дня в “Пирамиде”. Там собралась солидная компания представителей прессы. Минут пятнадцать все мы чего-то ждали. Потом нас пригласили в “Диско-кафе”. Мы долго ходили по коридорам (в сопровождении службы безопасности) и попали в помещение, запыленные и немытые окна которого выходят на Булак. Стоявшие на барной стойке пирожные вмиг куда-то исчезли…
Прошло еще минут сорок. Ровно в 13.00 выяснилось, что мы ожидали московских коллег. Нас снова повели… в фойе, откуда и начиналось представление.
Когда отряд журналистов значительно увеличился, нам предложили осмотр уникального сооружения “Пирамида”. Осмотр завершился на самом верху “Пирамиды”, в ресторане, где нам был предложен чай с теми самыми исчезнувшими с барной стойки пирожными. Десерт оказался неплохим. Спасибо.
Действие второе: презентация
После чаепития в “Пирамиде” нас пригласили в автобус. Он был таким же немытым, как и стекла в диско-кафе. Очевидно, пригласившая сторона полагала, что журналисты ходят на работу в телогрейках и кирзовых сапогах. Сей транспорт в сопровождении “мигалки” доставил нас на улицу Щапова, где теперь размещается главный офис ОАО “ТАИФ”. Там нам были предложены короткие выступления руководителей четырех компаний группы ТАИФ, которые работают в области коммуникаций. Все это происходило в таком темпе, что журналистам даже не позволили задать вопросы выступавшим. Ответ представителя пресс-службы был коротким: все вопросы зададите генеральному директору. То ли руководители компаний не владеют ситуацией, то ли им запрещено общаться с журналистами…
Действие третье: у “Сантела” новый хозяин
После окончания так называемой презентации на экране появились кадры: генеральный директор ОАО “ТАИФ” Альберт Шигабутдинов и президент МТС Михаил Смирнов в прямой трансляции подписывают документы о продаже контрольного пакета акций “ТАИФ-телком”. Росчерки пера, улыбки, рукопожатия, традиционный подарок гостю – национальный халат и тюбетейка. Потом герои дня появились на пресс-конференции перед журналистами.
О продаже “Сантела” МТС, как сказал А.Шигабутдинов, руководители ТАИФа думали еще в 1997 году, но этой сделке все время мешали какие-то причины. Однако время неумолимо: региональные операторы связи так или иначе попадают в сети крупных общероссийских компаний. Не избежал этой участи и “Сантел”, из всех возможных претендентов выбрав крупнейшего – МТС. Согласно договору 51 процент обыкновенных акций компании “ТАИФ-телком” и 50 процентов привилегированных акций продан МТС за 61 млн. долларов. Кроме того, стороны договорились, что “Московские ТелеСистемы” покупают опцион на оставшиеся акции компании. Другими словами, в течение определенного срока МТС выкупает их как минимум еще за 59 млн. долларов. Таким образом, весь пакет акций “ТАИФ-телком” оценивается в 120 млн. долларов.
Откровенно говоря, сумма сделки кажется небольшой. Тем более что, по оценкам экспертов, только “железо” компании стоит около 90 млн. долларов, а весь бизнес оценен в 270 млн. долларов. “ТАИФ-телком” обслуживает более 240 тысяч абонентов, в прошлом году он получил прибыль в размере 13 млн. долларов. Кроме того, в создание “Сантела” ТАИФ в общей сложности вложил 130 млн. долларов. Получается, что вырученные от продажи средства не покрывают даже всех вложений.
Можно предположить, что ТАИФ, продавая “Сантел”, намерен вложить вырученные средства в другие проекты. Почему бы компании не принять участие в реализации республиканской программы информатизации? Для подобной акции у ТАИФа есть все необходимое – спутниковое и кабельное телевидение, компания “Интелсет”, которая предоставляет услуги в области телефонизации и пользователям Интернета. Ближайшее время раскроет планы ТАИФа.
Что же изменится с появлением нового хозяина у “Сантела”? Резких движений в сторону снижения тарифов не произойдет, пояснил президент МТС Михаил Смирнов. Но постепенно абоненты сети получат возможности пользоваться всеми привилегиями абонентов МТС. В ближайшее время в Казани высадится десант специалистов “Мобильных ТелеСистем”, которые проведут исследования и выяснят, что нужно менять, куда следует инвестировать средства и нужно ли вообще это делать.
Что касается конкуренции с другими операторами связи на рынке Татарстана (“Билайн”, “Мегафон”), то МТС имеет большой опыт взаимодействия с этими компаниями в других регионах России и странах СНГ, поэтому большой драки не будет. Но какие-то новые выгоды от этого соперничества клиенты МТС скорее всего получат.
Руководители МТС пока не склонны менять товарный знак “Сантел”, планируя изучить его плюсы и минусы. Если последних будет больше, то “солнечный телефон” может поменяться на что-то другое, более близкое пользователям. Что касается структуры управления, то она будет определяться Москвой, но в рамках закона. Скоро состоится собрание акционеров “ТАИФ-телкома”, оно изберет совет директоров, а совет директоров назначит генерального директора.
Подводя черту под состоявшейся сделкой, Альберт Шигабутдинов, улыбаясь, заметил: “Мы не плачем по поводу продажи “Сантела”, но мы грустим…” Михаил Смирнов добавил: “Конечно, грустно отправлять своего ребенка в институт, во взрослую жизнь. Но время пришло”.
Действие четвертое: фуршет
Мы его оставили без внимания, поскольку он мало что прибавляет к основным событиям.