Секрет молодости Феофиловых

Семей, подобных Феофиловым, в Бугульме, как говорят, пруд пруди.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Семей, подобных Феофиловым, в Бугульме, как говорят, пруд пруди. Потому что Бугульма – город геофизиков и геологов. Сорок с лишним лет назад они съехались сюда по зову партии и сердца, как на целину, осваивать и обживать богатый нефтяной край. Многие из тех удивительных романтиков 60-х годов, возможно, и думать не думали, что на долгие годы, на всю оставшуюся жизнь станет добрым и любимым домом такая захолустная в ту пору и мало кому известная Бугульма. Не думали и Феофиловы.


Едем мы, друзья, в дальние края

…Маленький самолетик из породы тех, что в народе зовут “кукурузником”, кружил над квадратами кустарниково-болотистой местности с разбросанными тут и там приземистыми домишками. Алевтина во все глаза смотрела вниз и с замиранием сердца ожидала встречи с Анатолием. Уезжая из Казани в далекую Бугульму, он, возбужденный и веселый (вся их группа с геофака отправлялась туда на работу), тем не менее озабоченно смотрел на свою девушку, словно спрашивал: “Не обманешь, приедешь?” Хотя вслух они об этом не говорили, но приезд Али к своему суженому в ближайшее же время считался само собой разумеющимся.


И вот она, студентка мехмата КГУ, летит в Бугульму – молодая, счастливая, за окном 1960 год. Наконец тряский и юркий самолетик приземлился. Алевтина поспешила к выходу… и чуть было не угодила в огромную лужу. Вовремя подбежавший прямо к самолету Анатолий успел подхватить девушку, а кто-то из его друзей со смехом тут же подсунул Алевтине огромные резиновые сапоги, в которые она влезла вместе со своими туфельками.


Вся развеселая компания молодых геофизиков, друзей Толи Феофилова, тут же отправилась в столовую отмечать приезд Алевтины и заодно обсуждать вопрос: а когда же свадьба? В местном “ресторане” кормили, согласно деревенскому этикету, очень сытно, накладывая в тарелки горкой мясо с картошкой.


Уже вечером вышли прогуляться по единственной в городе мощенной булыжником улице Воровского, украшенной одиноким фонарем с болтающейся на столбе лампочкой.


“И я должна жить в этой дыре?” – с ужасом подумала Алевтина. Анатолий же, словно угадав ее мысли, обнял за плечи и мечтательно сказал:


– А представляешь, Аля, что здесь будет лет через сорок, каким большим и красивым станет город, какие у нас замечательные к тому времени вырастут дети, а может, уже и внуки…


Их университеты

Анатолий Феофилов вырос в Орске Оренбургской области. Как и все мальчишки послевоенного десятилетия, мечтал быть летчиком, увлеченно занимался в аэроклубе. Но, бывало, захаживая на элеватор, который строили родители, общался с геологами – их экспедиция базировалась по соседству. Крепкие, жизнерадостные, целеустремленные и общительные, они, как магнитом, притягивали к себе паренька. Геологи звали Толю к себе покорять недра, но он вознамерился покорить небо. После окончания школы и аэроклуба Толя Феофилов поехал поступать в летное училище. Но там вышла неувязочка – в училище бывшему “аэроклубисту” предложили лишь профессию техника по обслуживанию самолетов. Феофилову же хотелось летать…


Есть такие люди, для которых девиз жизни: или все, или ничего. Поэтому, со вздохом простившись с детской мечтой, Анатолий вдруг вспомнил знакомых геологов и круто сменил небо на землю – подал документы в Казанский университет на геофак. Специальность выбрал по тем временам престижную, новую – только начинавшую развиваться науку геофизику.


Студенческая жизнь захватила Толю Феофилова и понесла, как маленький кораблик, по течению жизни. Любознательный, трудолюбивый, общительный, он стал душой группы. А тут еще прорезался спортивный талант, Феофилов стал членом сборной университета по легкой атлетике, активно участвовал в университетской Ленинской эстафете, в которой, кстати, в те годы побеждал исключительно геофак. А какие были замечательные турпоходы в Карпаты, в Карелию, на Урал, на Памир! Вот на этой спортивной почве Анатолий завязал знакомство с Алевтиной, студенткой мехмата, тоже членом университетской сборной, только по баскетболу. Рослая, сильная дивчина, веселая и энергичная, приворожила активиста геофака.


Впрочем, любовь любовью, спорт спортом, но о науке Анатолий тоже не забывал. Не случайно его дипломная работа в 1959 году “Применение геофизических методов при поисках медно-колчедановых рудных тел на Южном Урале” была признана на геофаке лучшей и удостоена почетной грамоты ректора университета. И в том же году Толя Феофилов в составе своей студенческой группы из 31 человека прибыл на работу в Бугульму, в трест “Татнефтегеофизика”.


Геофизик – разведчик недр

Жили поначалу в общежитии, все вместе – весело и шумно, не обращая внимания на бытовые неудобства и неустроенность, с надеждой на лучшие времена.


В 1961 году, став женой Анатолия Васильевича, в Бугульму окончательно перебралась и Алевтина Викторовна, которая принялась по примеру мужа также покорять местный спортивный олимп и вскоре стала чемпионкой города, в частности, по волейболу.


Конечно, с первых дней перед Алевтиной Викторовной встал вопрос: в какую область “вложить” свои математические знания? В школу идти? Нет, это не ее конек. И поступила Алевтина работать к мужу в партию инженером-интерпретатором. Благо она, как дипломированный математик-вычислитель, имела право занять эту престижную, в общем-то, для женщины должность без прохождения дополнительных испытаний. Жены геофизиков 50-60-х годов чем-то походили на декабристок. В “поле” приходилось и работать, и жить там же в каком-нибудь сараюшке, шалаше или снимать жилье в ближайшей деревне с апреля по октябрь. Дети – тут же, вместе с родителями. Удивительно, но разводы случались у геофизиков редко. Очевидно потому, что такие семьи, прошедшие огонь и воду, получали закалку и становились очень крепкими.


С чего обычно начинает карьеру геофизик после окончания вуза? С банальной должности техника. Феофилову доверили сразу вторую ступеньку – его назначили инженером-интерпретатором. В 1964 году он уже стал начальником полевой партии в Бугульминской геофизической экспедиции. Алевтина во всем помогала мужу, ее математический ум, хорошие знания оказались очень кстати и сослужили добрую службу, особенно после того, как в тресте началось интенсивное внедрение машинной обработки геофизических материалов. Прежде все расчеты производились вручную, с помощью обычной логарифмической линейки. За много лет работы в тресте, а затем в АО “Татнефтегеофизика” Алевтине Викторовне довелось освоить семь поколений вычислительных машин!


В 1968 году была создана первая в истории “Татнефтегеофизики” партия машинной обработки и интерпретации геофизических материалов, и возглавил ее Анатолий Васильевич Феофилов. Эту должность он занимал в течение 27 лет, был награжден орденом Дружбы народов, получил звание заслуженного нефтяника Татарии. Поначалу партия состояла из небольшой группы энтузиастов-специалистов. Сегодня это современный центр, оснащенный самой передовой вычислительной техникой.


“Мы с тобой счастливая пара”

Прожита большая часть жизни. Феофиловы давно на пенсии, но по-прежнему бодры, оптимистичны. По вечерам иногда, уютно устроившись на диване, рассматривают старые фотографии, перебирают многочисленные грамоты, другие награды, спорят, вспоминают…


А в выходные зимние дни Алевтина Викторовна непременно встает на лыжи и отправляется с внучкой на прогулку. До недавнего времени Анатолий Васильевич тоже принимал участие в таких походах, потом отказался, сославшись на больное колено. Но, скорее всего, хитрит… Ибо, только любимые женщины за порог, как Феофилов спешит к друзьям-мужчинам в гараж погутарить “за технику”. Впрочем, для души он тоже совершает прогулки, только пешие, на родник, за водой для чая – три километра туда и обратно.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще