Каждому из нас хорошо знаком код Татарстана, обозначаемый на автомобильных номерах, – “16”. Но мало кому известно, что в российской классификации этот же номер 16 присвоен Татарскому кадастровому округу. Территория республики поделена на кадастровые районы, имеющие цифровые обозначения. Более того, все земельные участки, от крохотного сада-огорода до необъятных полей и лесов, ныне обретают индивидуальную цифирь.
Из компетентного источника беру сведения посвежее: к началу 2003 года в Единый государственный реестр земель в Республике Татарстан внесены сведения почти о 163 тысячах земельных участков. Какова же их общая численность? Для чего нужна такая бухгалтерия? Эти вопросы я адресую генеральному директору открытого акционерного общества “Республиканский кадастровый центр “Земля” Назибу Бакирову.
Вот что он говорит в ответ:
– Могу назвать точное количество земельных участков – 1 миллион 249 тысяч 107. Таков результат сплошной инвентаризации земель, проведенной за последнее время.
– Года за два, за три?
– Нет, побольше. Например, инвентаризацией земель всех населенных пунктов, от миллионной Казани до деревни Четыре Двора, мы начали в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ плотно заниматься с 1994 года. Интенсивная и кропотливая работа потребовала от коллектива целых пять лет. А в 2000 году взялись за уточнение данных по землям сельскохозяйственного назначения и иным землям за чертой поселений. Итогами этой деятельности стала впечатляющая панорама республики в сочетании с огромной, почти всеохватной информационной базой.
– Чтобы исполнить столь масштабный замысел, по мнению орловского губернатора Е.Строева, бывшего Председателя Совета Федерации, требовались десятилетия упорного труда. Многие регионы до сих пор далеки от решения проблемы. Как вам удалось, Назиб Багуманович, сжать время, что называется, “в пружину”?
– Наше предприятие, возникшее в результате приватизации, унаследовало замечательные традиции и богатейший опыт землеустроительной службы Татарстана. Применяя современную технику геодезии и картографии, мы создаем информационную основу для того, чтобы у земли появился наконец-то реальный собственник.
– Вообще-то был ли он здесь когда-либо?
– Бесспорно, был. Земледелие в Поволжье, тесно связанное с тысячелетними традициями хозяйствования в Хорезме, сравнимо с достижениями мировых цивилизаций “речных долин”. Булгария на Волге дала миру богатырский плуг – сабан. Зачастую сабанче-пахарь был именно частным землевладельцем. Возделываемый участок принадлежал ему по “трудовому праву”. Лет 500 назад даже помещиков учитывали в одном разряде с “черными”, то есть государевыми крестьянами.
В 1602-1603 гг. на свет появилась писцовая книга И.Болтина, включающая описание пяти дорог (даруг) Казанского уезда. По двум из них, Зюрейской и Ногайской, преобладали частные землевладения.
В целом же российский земельный кадастр берет свое начало с середины ХVII века, когда впервые были проведены писцовые межевания. По высочайшему повелению Екатерины II в 1775 году в Казанской губернии была утверждена должность губернского землемера, а в каждом уезде – присяжного землемера. По указу Сената в 1792 году началось генеральное межевание Казанского наместничества, которое объединяло несколько губерний. А через год эту работу развернули непосредственно в Казанской губернии. Материалы генерального межевания были представлены в 1803 году, так что этому событию государственной важности – ровно два столетия.
– Что дошло до нас с той поры?
– Довольно много материала. В том числе одна губернская карта.
– Чем она отличается от нынешней?
– Если сравнивать, это небо и земля. Современная карта создается на цифровой основе и может содержать много, порой десятки различных слоев. Тут мы исходим из интересов пользователя, для которого сегодня требуется гораздо больше исходной информации. Да и сам кадастр представляет собой не что иное как информационную систему, создание и развитие которой диктуется логикой земельной реформы. Вот и перестраиваемся буквально на ходу, отказываемся от устаревших технологий и осваиваем новые.
Для ведения кадастра, землеустройства и мониторинга земель в республике введена местная система координат, в ней проведено сгущение межевой геодезической сети. С установленной периодичностью осуществляются при помощи специальной авиации аэрофотосъемочные работы. Внедрены технологии создания электронных цифровых ортофотопланов и кадастровых карт территорий в компьютерных программных комплексах. Республика обеспечена необходимыми картографическими материалами, в том числе в электронном цифровом виде. Они позволяют вести графический учет земель и контролировать достоверность данных, полученных из наземных измерений и других источников.
– Вот на вашем столе карты всех цветов радуги. А где они изготавливаются?
– В доперестроечные времена обновление картографического материала происходило централизованно. Теперь это делается по заказам субъектов Федерации. А потребность в таких материалах, которые наперебой запрашивают строители, дорожники, транспортники, нефтяники, газовики, связисты, лесники, экологи, многие другие, стремительно возрастала. Чтобы удовлетворить растущие запросы, центр “Земля” приобрел специальное оборудование и программное обеспечение для создания и тиражирования карт. В настоящее время нами освоен полный цикл производства электронных и бумажных изделий. Выполнен заказ на выпуск 105 карт для переписи населения 2002 года. В коллекции предприятия – топографические “картины” масштаба 1:10000 более чем трех десятков районов. Завершаем подготовку крупномасштабных произведений по Тукаевскому, Мензелинскому, Верхнеуслонскому и Камскоустьинскому районам.
– Работают ли наши геодезисты и землеустроители за пределами Татарстана?
– На договорных началах мы успешно справляемся с крупными заказами партнеров из Самарской и Свердловской областей. Сейчас группа казанских специалистов напряженно трудится в Перми. Словом, наши услуги вполне оценены и востребованы.
Однако не могут не тревожить некоторые задержки с землеустроительными делами в пределах нашей республики. Речь не о том, что возникает отставание от соседей. Напротив, Татарстан относится к числу регионов, где земельная реформа проводится наиболее целенаправленно, последовательно и результативно. Республика буквально совершила законодательный прорыв. Практически с нуля у нас была разработана основная нормативная база, обеспечивающая рыночные преобразования в аграрном секторе. Еще в 1998 году принят Земельный кодекс Республики Татарстан в новой редакции, предусматривающий частную собственность и гражданский оборот земельных участков.
– Видимо, к месту будет вспомнить, что российский Земельный кодекс был принят в 2001 году, а федеральный закон об обороте земель сельхозназначения вступил в действие лишь в начале 2003 года…
– На московском уровне чересчур долго тянулись дискуссии “продавать-не продавать” землю. Кому-то кажется кощунственным превращение земли в товар. Скорее, товаром является право использования земли в целях получения продукции, а в конечном счете – прибыли. Если на то пошло, даже Земельный кодекс тут ничего не решает. Куда важнее, чтобы земля-кормилица, образно говоря, получила паспорт с фотографией. Чтобы был земельный кадастр с четким выделением земельных участков. А его во многих республиках и областях нет как нет. При такой ситуации бессмысленны любые разговоры и споры о реальном продвижении земельной реформы.
– Об этом недавно на первом канале Центрального телевидения сокрушался самарский губернатор Константин Титов.
– Я уже говорил, что мы успели своевременно провести инвентаризацию земель всех населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения и иных категорий, расположенных за пределами поселений. Были получены полные сведения о землепользователях, местоположении, площадях, правовом статусе земельных участков, определены точные координаты и нанесены на картографическую основу границы земельных участков. Уточнение учетных данных привело к значительному увеличению налогооблагаемой базы. Вся полученная в ходе инвентаризации земель информация введена в электронные базы данных и послужила основой автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра. Должен заметить, что решение актуальных задач землеустройства в наши дни возможно только при широком внедрении компьютерных средств и информационных технологий.
– Назиб Багуманович, давайте вернемся к собственникам земли, действительным и мнимым. Почему по статистическим данным более миллиона земельных участков остаются как бы бесхозными?
– Это ключевой вопрос нынешнего этапа земельной реформы. Люди получили на руки бумажки (или они запрятаны в сейфы бывших колхозов – подальше от чужих глаз), а земельные паи где-то витают в воздухе. Но я бы не стал усматривать в данном положении какой-то умысел или чью-то недоработку. Ибо процесс практически только начался, он набирает силу. В прошлом году после государственной регистрации прав собственности около ста тысяч земельных участков обрели своих хозяев. Нынче число этих счастливчиков возрастет еще до нескольких сотен тысяч. Другого пути возвращения собственника на землю нет.
Как известно, Кабинет Министров РТ в 2001 году утвердил регламент универсальной процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу “одного окна”. В рамках действующего законодательства он предусматривает максимальное упрощение процедуры сбора информации, необходимой для решения о государственной регистрации и сокращения срока рассмотрения заявлений. Это, безусловно, в интересах правообладателей земельных участков и объектов недвижимости. Важно, чтобы задумку не обюрократили, в том числе и в части получения выписки из кадастра. Закон допускает на выдачу документа срок до месяца, наша реальная возможность – управиться в более сжатые сроки.
– Слушая вас, невольно думаешь: неужели земельная реформа постепенно из аграрной превращается в реформу кадастровую?
– Вполне возможно. Об этом говорят и крупнейшие специалисты. Если взять во внимание экономический аспект проблемы, то он также начинается с четкой кадастровой оценки земель. Вопрос интересный, и он имеет свою глубокую историю. Здесь можно вспомнить о писцовых книгах, где говорится о землях “лутчих”, “средних”, “худых”, о писцах и подъячих – первых оценщиках. С 1955 года в СССР были возобновлены работы по бонитировке почв, стали разрабатываться новые подходы, методики, уточняться критерии и принципы оценки земель, велись земельный, лесной, водный кадастры. А с 1970-х годов настал черед осуществления в государственном масштабе фундаментальных земельно-оценочных работ.
На серьезном уровне эта программа с четырьмя турами оценки земель сельхозугодий была реализована в Татарстане. Бонитировка почв и экономическая оценка земель стали основными разделами земельного кадастра. А показатели последнего тура в конце 1980-х годов были положены в основу расчета ставок земельного налога. Материалы внутрихозяйственной оценки земель использовались при перерасчете средней нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан по всем районам республики.
– Вот откуда, оказывается, у приватизации ноги растут…
– Вообще-то кадастровую оценку земли можно назвать инструментом справедливости. Она призвана обеспечить разумное налогообложение земель, проведение более рациональной налоговой и инвестиционной политики государства, а также повышение эффективности управления земельными ресурсами, что, в конечном счете, ведет к увеличению доходной части бюджетов всех уровней. В составе нашего предприятия имеется агентство оценки земель, основной задачей которого является анализ конъюнктуры рынка земли и иной недвижимости. Специалисты этого подразделения определили среднюю цену одного гектара сельхозугодий в РТ в 11020 рублей. Эта цена утверждена в 2001 году постановлением Кабинета Министров нашей республики. В 2002 году выполнена оценка земель в черте населенных пунктов, также утвержденная Правительством. В 2003 году мы приступили к оценке лесного фонда и иных земель за чертой поселений.
– И это, наверное, та самая “печка”, от которой будут “танцевать” рыночные цены на земельные участки, величина земельного налога, финансовые поступления в местные бюджеты и многое другое?
– Вне всякого сомнения. Но замечу при этом: с нынешнего года земельный налог будет полностью оставаться в республике и ее районах. Это самый что ни на есть местный, корнями вросший в землю налог. Объем таких платежей составляет в мире от 50 до 80 процентов муниципальной казны. Нам бы так! У нас они в последнее время неплохо растут, почти удваиваясь. Но удовлетвориться этим нельзя. Прогнозных ориентиров мы пока не достигаем. А реальные возможности, как мне кажется, превосходят даже эти прогнозы.
– Назиб Багуманович, вы – уроженец села, много лет были руководителем района. Скажите, а дружит ли кадастр с местным самоуправлением?
– Очень даже дружит. Да и практика показывает, что оптимальным объектом землеустройства является территория местного самоуправления как устойчивая единица, внешние границы которой даже при земельном переделе почти не претерпевают изменений. В ее пределах ныне осуществляется межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство. Это залог системного земледелия с научно-обоснованной структурой посевных площадей, севооборотов и комплексной защитой земель от деградации. К сожалению, сейчас доля такого землеустройства у нас едва достигает одного процента. А ведь во многих местах земля теряет плодородие, наступает эрозия почв, нарушается природное равновесие. Это подтверждают данные дистанционного мониторинга. Между тем экологически чистое производство очень выгодно.
– Не зря Президент М.Ш.Шаймиев, выступая на последней сессии Госсовета с посланием, подчеркнул, что “биологизация земледелия через расширение посевов многолетних трав, оптимизацию площадей чистых и сидеральных паров, объемов внесения органических удобрений в состоянии дать годовой экономический эффект более чем на миллиард рублей”.
– Сказано абсолютно верно – не убавишь, не прибавишь.
– Какое же конкретное деловое предложение может внести в поддержку этой прекрасной идеи коллектив РКЦ “Земля”?
– Мои коллеги – “земляне” – создали проект экологически сбалансированного внутрихозяйственного землеустройства, исключающего деградацию природных экосистем при сельскохозяйственной деятельности. С помощью такого эталон-проекта высокая экономическая эффективность естественно и продуктивно увязывается с природоохранными и законодательными аспектами.
– Это, говоря другими словами, нынешний хит вашей фирмы? Будем надеяться на его успех!
– Я считаю, что у нас многие хозяйства, как и вся республика, достойны быть эталонными.
Беседу вел
Альянс САБИРОВ.
Информационное агентство “Волга-Урал”.