Вместе – в одном направлении

– Наумовы?

– Наумовы? Это которые Ивана Павловича дети? И кто же из них вас интересует? В нашей деревне не только Илья, но и Иван, Геннадий живут. Первые два – классные механизаторы, третий долгое время был лесником.


Так вам ответит в Мурзихе первый же встречный, потому что Наумовы здесь что-то вроде Шишкиных в старинной Елабуге – о них тоже все знали.


Кстати, сыновья, о которых мы упомянули, это еще не все дети Анны Ивановны и Ивана Павловича. Они также вырастили Александру и Любовь, которые теперь живут в Казани, Анатолия, приезжающего в гости к родителям из Нижнекамска. Галина тоже далеко не уехала – живет и работает в соседнем селе Костенеево. Словом, детей в этом доме было по принципу: “Семья – это семь я”.


…Иван и Анна годки, как принято говорить о ровесниках, родились в 1919 году в многодетных семьях. В то время им удалось закончить лишь своеобразный ликбез в школе: научились немного читать и писать. Анна с малых лет пошла в бригаду колхоза “Мурзиха”, вместе с другими подростками работала на полях, косила, вязала снопы.


Ивану тоже досталоь непростое детство. Он рано осиротел. Какое-то время с младшей сестрой жили у мачехи. Потом сестра уехала в Ашхабад, а Иван так и не расставался с Мурзихой до самой армии. В 1939 году подошел срок службы, длившейся целых семь лет. Деревенский паренек повидал Монголию, другие дальние края и лишь в победном сорок пятом году вернулся в родные места. Работы для мужских рук в колхозе “Пятилетка” в то время было через край, окунулся в нее с головой.


Вскоре Иван приглядел Анну, свою будущую жену, с которой (подумать только!) прожил уже 57 лет. И все это время они смотрели не друг на друга, а вместе, в одном направлении, потому что для того, чтобы создать хорошую семью и достойно воспитать детей, одной любви мало, надо еще и уважать друг друга, понимать с полуслова. Иначе любовь высоко не поднимется, она уподобится однокрылому ангелу, окажется недолговечной и непостоянной. Это хорошо усвоили все супружески пары – “долгожители”, хотя и не всегда говорят об этом вслух.


Теперь Иван Павлович и Анна Ивановна живут вдвоем в доме на улице Молодежной. Здесь несколько лет назад они и золотую свадьбу отпраздновали.


– Нарядили нас со стариком, как молодых, на меня даже фату надели, – улыбнулась Анна Ивановна при воспоминании об этом событии. Похоже, они до сих пор греют ее сердце. – Все дети, а пуще других снохи, старались. Усадили за стол, который сами же и наготовили. Слов-то где таких добрых да ласковых нашли, когда поздравляли. Всю нашу жизнь как на картине представили. Спасибо им за это, хотя больше они нас благодарят.


Иван Павлович более сдержан в оценке происходящих сейчас событий, в какой-то мере даже критичен. На вопрос, понравилось ли ему, как чествовали стариков в День пожилых людей, он недовольно заметил:


– А никак, считай. По те годы соберемся, бывало, в клубе, угощенья наставят, песни да пляски заведут, а нынче никакого стола не накрыли. Помню, даже после войны мы по праздникам собирались вместе, пельмени лепили, веселились. А теперь…


– Сами же говорите, что только первый раз не угостили. Наверное, на будущий год вернется добрая традиция большого застолья, когда День пожилых в Мурзихе праздновали широко и весело. Помню, сама была свидетельницей такого.


– Надо бы, – уже миролюбиво заметил мой герой, – нам ведь уж не так долго жить остается, все молодые годы в работе были.


– Как это недолго? Живите на радость детям и внукам, а теперь уже и правнукам. Говорят, вы еще и огород сами обихаживаете, значит, не в тягость никому ваша старость.


– Так-то оно так, да только здоровье стало пошаливать. Но от этого уж никуда не денешься. Слава Богу, дети у нас хорошие, то и дело забегают, приезжают. А это ли не радость?


Галина КУЗНЕЦОВА.


Елабуга.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще