Удивительным рябиновым вареньем угостил меня на днях полковник Анатолий Концевой. Каждая ягода, как кусочек солнца, как память о поре, счастливой и безвозвратно ушедшей… А какое нежное варенье, прямо тает во рту. И ни тебе привкуса или горчинки, присущей рябине. Анатолий Иванович целую лекцию прочитал по этому поводу: оказывается, чтобы получить такое варенье, нужно брать рябину особого сорта, так называемую неженскую. Она от обычной цветом отличается – желтая, а не красная. Варенье это незадолго до своей смерти сварила жена Концевого Ольга Ивановна – большая мастерица именно по приготовлению рябинового варенья.
А рябина растет у Концевого на даче. Так что проблем с заготовкой нет, осенью только лестницу к дереву подставляй да срывай спелые гроздья рябины. Когда-то Анатолий Иванович вместе с Ольгой Ивановной посадили на своем дачном участке две рябинки. Со временем они здорово вымахали. Одна дотянулась аж до проводов электропередачи. Велели Концевому срубить ветки, а он, не глядя, все дерево убрал. Мол, все равно ягоды некуда девать, хватит и одной рябины. Ольга Ивановна потом даже всплакнула, пожалела свое дерево…
Школьный активист, председатель учкома десятиклассник Толя Концевой, конечно же, привлекал внимание девчонок (и ростом вышел, и внешность симпатичная), да он на них сам внимания не обращал. Вечно занятый, деловой – не подступишься. А тут стал вести у восьмиклассников кружок ПВХО (противовоздушной и противохимической обороны). Стоял 1940 год. Как сейчас помнит: зашел в класс, раскрыл заранее приготовленную тетрадь, строго всех оглядел…И вдруг увидел девчонку – голубые глаза, ямочки на щеках, пшеничные волосы на плечах. Короче, влюбился, но виду не подал. Неудобно, он такой большой человек в школе, а она кто? Да и не принято было в ту пору афишировать свои чувства. Тем не менее пару раз Толя проводил Олю домой. Да не одну, а с подругой, так что все было чинно и достойно.
А тут закончился учебный год, который для Анатолия был последним школьным годом. В октябре 1940-го его призвали в армию. Были редкие, ни к чему не обязывающие письма: привет-привет, пока-пока. Началась война. Вообще стало не до писем и не до любви. Да и какие письма? Ольга оказалась на оккупированной немцами территории, и вплоть до 1943 года ни о ней, ни о своих родственниках Концевой ничего не знал.
В сентябре 1943 года дивизия, в которой помощником начальника политотдела служил Анатолий Иванович (к тому времени он окончил офицерские курсы и получил звание старшего лейтенанта), освобождала Украину и Белоруссию. И надо же было оказаться совсем рядом с домом! Концевой просился в ночной десант – так хотелось побыстрее увидеть родные места. Но командир его не пустил. Как чувствовал, потому что десант попал в засаду и почти полностью был уничтожен.
Наконец, добившись у командования двухдневного отпуска, раздобыв велосипед, Концевой отмахал на нем полтора десятка километров до родной деревни. Пока ехал, волосы вставали дыбом: кругом пепелище, разруха…Ждет ли его вообще родная хата? Когда въехал на пригорок и увидел мелькнувшие за макушками деревьев крыши, отлегло от сердца. Жива деревенька. Немцы, отступая, не успели ее порушить, слишком далеко она спряталась в лесу. И надо же было такому случиться, что первой встречной на сельской улице оказалась мать Концевого. Он к ней подъехал и по-украински произнес: “Здрастуйте, мамо…”
Мать рухнула на дорогу и, воздев руки к небу, закричала на всю деревню: “Люди, сын вернулся!”
Вот такая была встреча. Вечером в хате у Концевых собрались все жители. Каждый о своих спрашивал: не встречал ли Толя на войне мужа, брата, отца…
Через два дня, догоняя своих, Анатолий Иванович проезжал и деревеньку своей зазнобы Ольги Гатцук. С замиранием сердца постучал в двери ее дома. Вышел отец и скупо сообщил, что дочь живет в другом доме, на околице. За ней сбегал кто-то из родственников. И вот идет Ольга – чинная, строгая, одетая так, как в украинских селах одеваются замужние женщины… Анатолий испуганно спросил:
– Это ты?
– Это я, – без улыбки ответила Ольга. – Я замужем…
Последовало долгое молчание. Анатолий уже повернулся, чтобы уйти со двора, но Ольга вдруг заплакала, протянула к нему руки и горячо прошептала:
– Только тебя люблю, Толя. Отец меня заставил, из дома выгонял. Немцы хотели в Германию угнать, а замужних не трогали. Да я от него сегодня же уйду…
А на следующий день был жуткий бой. Анатолий чудом остался жив, об Ольге в суматохе тех дней забыл. И вдруг приходит письмо. Такое теплое, душевное, полное любви и грусти. Не ответить на него было никак нельзя. Анатолий ответил, завязалась переписка. Ольга сообщала, что живет одна, работает учительницей в сельской школе и ждет не дождется конца войны, чтобы встретиться с Анатолием.
Они встретились в 1946 году, когда Концевой, курсант высшего военного Ленинградского училища, приехал на побывку в родные края. Ни на фронте, ни в Ленинграде ни одна девушка не тронула сердце молодого офицера. Вроде бы и Ольгу уже не считал зазнобой, так, подруга детства. Но увидел ее большие, полные слез глаза, ямочки на щеках – и понял, что от добра добра не ищут. Тут же и свадьбу сыграли в августе 1946 года…
56 лет прожили вместе Анатолий Иванович и Ольга Ивановна Концевые.
Фото из семейного альбома.