Крылья Ильфата Зиганшина

В самый разгар работы в наш авиамодельный кружок Центра технического творчества Ново-Савиновского района Казани зашел красивый, статный мужчина в форме военного летчика.

В самый разгар работы в наш авиамодельный кружок Центра технического творчества Ново-Савиновского района Казани зашел красивый, статный мужчина в форме военного летчика. Не сразу, только вглядевшись в веселые глаза молодого майора ВВС, я узнал его: конечно же, это – Ильфат. Тот самый Ильфат, что был лет 20 назад нашим воспитанником в клубе юных техников Бауманского района.


Помнится, в клубе он занимался хорошо, а вот в школе – не очень: был резким, порой грубым с учителями. Мы, педагоги и тренеры, конечно, понимали, что такая у паренька натура, что она требует “подвигов”. И, кажется, направили его энергию в нужное русло. Вскоре Ильфат достиг высоких результатов – стал чемпионом Казани и республики по авиамодельному спорту. А потом он установил рекорд СССР. 47 километров пролетела его модель самолета с миниатюрным двигателем внутреннего сгорания. Стартовала она в Казани, а приземлилась в Аксубаевском районе, у деревни Тарханка. Прежний юношеский рекорд СССР Зиганшин перекрыл в полтора раза!


С 10-го класса Ильфат занимался еще и в аэроклубе: летал на планерах, прыгал с парашютом. Причем занятий в кружке у нас не бросал, создавал новые модели, готовился к очередным стартам.


Только вот поведение его было далеко не идеальным, и нам вместе с тренером-руководителем Ильфата, мастером спорта СССР Вячеславом Титловым приходилось отстаивать подопечного и в беседах с учителями, и даже в милиции.


После окончания школы №35 вопроса “Кем быть?” для него не было: “Конечно же, летчиком!” В то же лето Ильфат поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище. Исполнилась наконец его мечта, родившаяся еще при постройке первых моделей.


* * *


Между тем нашего гостя обступили юные техники, вопросы сыпались один за другим:


– Где и как вы служите?


– Я – командир звена гвардейского авиаполка, который несет боевое дежурство в Забайкалье.


– А на каких типах самолетов летаете?


– В училище на “Л-29”, “МиГ-21”. Затем, уже в части, на “Миг-23”, “Су-17”. Сейчас летаю


на многоцелевом истребителе “МиГ-29”, который развивает скорость, в два раза превышающую скорость звука.


– Легко ли быть летчиком? – интересуются мальчишки.


– Интересно! Мне нравится. Ведь наша профессия требует постоянного совершенствования знаний, подготовки к полетам. Скажу честно: порой приходится трудно. Но чувство полета, единения с машиной там, в небе, – не передать словами. Это надо ощутить на себе, чего и вам, ребята, желаю.


– А нештатные ситуации случались? Отказ, к примеру, двигателя или управления? – спрашивает очередной юный эрудит.


– Нет! Не должно их быть и не было, – разочаровывает мальчишек гвардии майор.


Долго еще ребята расспрашивали Ильфата о полетах, о технике. Но когда он спросил, кто из них хочет стать летчиком, поднялось две-три руки, не более. Что и говорить – не в почете сейчас эта романтичная, красивая мужская профессия.


Потом, за чашкой чая, пришла и моя очередь задать Ильфату вопросы. Поинтересовался: неужели сейчас годовой налет у российских пилотов всего 30 часов? Оказалось, в 2001 году Ильфат налетал 28 часов, в прошлом году – всего 19. А ведь в Советском Союзе среднегодовой налет составлял 150-200 часов!


Поговорили и о том, как наши самолеты выглядят в сравнении с натовскими. Майор Зиганшин не без гордости заметил, что российская техника выглядит вполне достойно, а по ряду показателей превосходит натовские самолеты. К тому же на подходе уже истребители пятого поколения: мощные, маневренные, обладающие эффективным оружием.


Не забывает Ильфат и юношеское увлечение.


– Моделями, – говорит он, – продолжаю заниматься и сейчас: весь полк собирается на аэродроме, когда мы с женой (она у меня за механика) запускаем радиоуправляемую модель самолета, как в старые добрые казанские времена.


А сегодняшняя его служба – полеты… Высота 11 тысяч метров, скорость 2,5 тысячи километров в час, за бортом – минус 45 по Цельсию. Ночь. Звезды. Далеко внизу – огни. В воздухе самолет “МиГ-29”. Им управляет бывший казанский школьник гвардии майор Ильфат Зиганшин.


Юрий СЕРГЕЕВ.
Руководитель Центра технического творчества Ново-Савиновского района Казани.


На снимках: на этом самолете Ильфат несет службу; курсант Зиганшин в кабине учебного “МиГ-21”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще