Автошколы: синдром несданного экзамена

В этом году решено бороться с некачественной подготовкой водителей, ужесточив порядок лицензирования автошкол. Однако в новых правилах заложены такие требования, выполнить которые автошколы не в силах ввиду своей финансовой несостоятельности.

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

Нынешний уровень обучения водителей не устраивает ни ГИБДД, ни общественность

Количество смертей на наших дорогах остается шокирующим, и с этим надо срочно что-то делать. Из года в год звучит на самых разных уровнях эта констатация, все более похожая на заклинание. Однако предпринимаемые меры решения проблемы долгое время выливались в борьбу с последствиями. Повысили было штрафы, ужесточили наказания за нарушение правил дорожного движения, но все равно получилось так: мол, вырулишь на встречную полосу – права отберем, если жив останешься…

В этом году решено бороться с некачественной подготовкой водителей, ужесточив порядок лицензирования автошкол. Однако в новых правилах заложены такие требования, выполнить которые автошколы не в силах ввиду своей финансовой несостоятельности. Скоро сроки лицензий, по которым они работают, истекут, а получить новую удастся далеко не каждой автошколе. Не останется ли большинство регионов страны, в том числе Татарстан, совсем без сети подготовки будущих водителей?

Напомним, что самые существенные изменения в порядок лицензирования автомобильных школ вступили в силу 1 июля. Теперь, чтобы получить право осуществлять образовательную деятельность, автошколы должны быть оснащены компьютерами, проекторами и телевизорами для просмотра обучающих фильмов. Помимо этого каждая школа должна приобрести аппаратно-программный комплекс.

Данное оборудование способно анализировать все личные психологические и физиологические особенности абитуриента. В частности, определять точность глазомера или скорость реакции, адекватность поведения в экстремальной ситуации.
В итоге определять, готов ли человек к рулю, станет компьютерное оборудование.

Кроме того, будущих водителей будут учить тому, как контролировать себя во время стресса или переутомления, а также тому, как оказывать первую медицинскую помощь. Бывшие таксисты или просто “люди с улицы” обучать вождению уже не смогут: у преподавателей автошкол должны быть дипломы о высшем или среднем профессиональном образовании. Понятно, что азам первой медицинской помощи будущих водителей станут обучать квалифицированные медики. Согласитесь, меры эти вынужденные, но необходимые и долгожданные.

На недавней встрече главного госавтоинспектора РТ Рифката Минниханова с представителями сети подготовки водителей, в частности, обсуждался и этот вопрос. Впрочем, июльские изменения в порядок лицензирования упоминались нечасто – видимо, уже определились, что решать проблемы придется, так сказать, по мере их поступления. Ведь пока действующие лицензии имеются у большинства автошкол, необходимо скоординировать их работу сегодня.

Следует отметить, что требования к обучению будущих водителей в этом году менялись дважды. Согласно вступившим в действие 1 января этого года изменениям, ученик должен “откатать” не менее 50 часов практики. Но, по словам курирующего экзаменационную работу в ГИБДД заместителя начальника Госавтоинспекции РТ Ильфара Равилова, хорошо, если каждому удается проездить сегодня “старые” 32 часа. В итоге только 35 процентов учеников сдают вождение в ГИБДД с первого раза.

Причины тому очевидны. Как только вступили в силу январские “поправки”, в автошколах справедливо заговорили об увеличении стоимости обучения. Ведь дополнительные часы катания – это и новый расход ГСМ, и другая зарплата инструктора, и соответствующее обслуживание автомобиля. Тем не менее многие школы оставили прежние цены за обучение, сэкономив на дополнительных часах. Что вновь потянуло цепочку снижения цен в автошколах.

Многие автовладельцы и рады бы обучаться по всей программе полностью, но сам уровень подготовки зачастую оставляет желать лучшего. По данным Управления республиканской ГИБДД, примерно треть выпускников автошкол недовольны процессом обучения. Да и где уж тут быть довольным, когда имеются такие автошколы, где ни один из учеников с первого раза не сдает экзамены в ГИБДД? Эти факты, надо признать, не новы, однако повсеместные проверки Минобрнауки РТ и республиканская ГИБДД провели лишь в этом году. В результате две автошколы закрыты, деятельность одной приостановлена, а еще 18 таким заведениям велели устранить серьезные недостатки в работе.

Кроме того, проверки выявили и проблемы с преподавательским составом. Оказалось, что для многих школ наличие автомобиля у будущего инструктора является основным критерием при приеме на работу. Понятно, что ни серьезными методическими пособиями, ни оборудованием такие школы привлечь выпускников не могут, остается одно – снижать плату за обучение до 11-13 тысяч рублей. По данным республиканской Госавтоинспекции, за август и три осенних месяца полностью завалили экзамен 11 групп из девяти автошкол. Теорию и практику с первого раза не сдал никто. Это, конечно, поразительно. С другой стороны, чему тут удивляться, если в центрах переподготовки преподавателей с первого раза экзамены сдают чуть больше половины мастеров.

Устранить проблемы с преподавательским составом ГИБДД предписала Министерству образования и науки РТ, однако никаких мер принято так и не было.

Присутствовавший на упомянутой встрече председатель лицензионной комиссии Минобрнауки РТ Тагир Гафуров пообещал в ближайшее время провести проверки.
Обещанные проверки, конечно, не будут лишними и теперь. Но до нынешнего года и до сегодняшнего дня все эти “автошарашки” продолжали работать, набирая учеников и получая с них деньги. А потом их выпускники, пусть и с восьмого раза, все же сдавали экзамены. В итоге они сегодня ездят, как умеют, по улицам татарстанских городов и сел. Непонятно только, почему качеством обучения, безграмотным преподавательским составом, наплевательским отношением к практическим занятиям – всеми этими проблемами, которые существовали и до изменений порядка лицензирования автошкол, – профильные ведомства не озаботились раньше?

Теперь вот все присутствовавшие на встрече в ГИБДД РТ представители автомобильных школ сошлись во мнении, что ни одной из них не осилить новые требования. А если кто-то и возьмется строить автодром, закупать программные комплексы, проекторы, видеокамеры, то стоимость обучения в таких школах взлетит до небес. Одним из вариантов решения проблемы называют объединение всех автошкол под началом одной организации. Федерация автошкол РТ уже создана, в нее пока входят 34 школы. По словам ее руководителя Артура Абдульзянова, у федерации имеются и необходимое оборудование, и укомплектованный автодром, и наглядные пособия – все это она готова предоставить автошколам. В таком случае, согласно расчетам, обучение будет стоить около 19 тысяч рублей.

Директора автошкол обещали подумать. А чтобы им думалось быстрее, в ГИБДД обещали не регистрировать новые группы выпускников какой-либо автошколы, если 25 человек из нее не сдадут практику с первого раза.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще