Отгадайте загадку: “Увидеть нельзя, а украсть – можно”. И что это такое? Да электрический ток!
В свое время скептики ставили под сомнение существование электрического тока по причине того, что его нельзя увидеть или пощупать руками. Ученым пришлось изрядно попотеть, чтобы доказать материальность явления.
Доживи недоверчивые материалисты до сегодняшних дней, наши энергожулики мгновенно развеяли бы их сомнения. Согласитесь, нельзя украсть то, чего не существует. А вот электроэнергию у нас воруют, что называется, по-черному. Выходит, есть он, электрический ток…
Не гнушаются подобным воровством ни чиновники, ни частники, ни руководители вполне серьезных предприятий. Технически это не очень сложно: любой семиклассник, изучающий физику в школе, сообразит, как можно пристроить “времянку” к проводам. Понятно, что сие “сооружение” не только противозаконно, но и опасно. Только разве настоящего жулика замыканием самодельной электропроводки напугаешь? И полбеды, если от такого воровства светится, допустим, “лампочка Ильича” в сарае. Но ведь порой на украденной энергии работают целые подпольные цеха с большим числом станков… В результате такого воровства ОАО “Татэнерго”, на чьи плечи легла обязанность снабжать население республики электричеством, несет огромные убытки. Выход один: жуликов необходимо выявлять и наказывать.
В один из не по-зимнему слякотных январских дней нам довелось участвовать в рейде по выявлению и, понятно, пресечению случаев воровства электроэнергии с сотрудниками предприятия “Энергосбыт” ОАО “Татэнерго” и нарядом отдела милиции при МВД РТ по выявлению и предупреждению правонарушений на объектах энергетики.
После того как мы устроились в служебной “газельке”, руководитель контрольно-аудиторской группы при диспетчерско-режимном отделе “Энергосбыта” Павел Блинков принялся вводить нас в курс дела:
– Сегодня предстоит проверить восемь точек. Недели две назад мы на этих предприятиях уже были. По разным причинам от питания их отключили. Никто из руководителей этих организаций заключением договоров пока не озаботился, а энергией наверняка опять пользуются…
Ну как в воду смотрел. Первым в нашем списке значилось расположившееся во дворе мечети “Аль-Марджани” ООО “Памятники”. Пока его растерявшиеся работники общались с представителями энергомилиции и не успели “заглушить” станки, Блинков “со товарищи” успели замерить напряжение на щитке. Прибор показал 28 киловатт.
– Помножьте эту цифру как минимум на двадцать четыре часа да на тридцать дней в месяце, – говорит Павел Александрович, – а потом на рубль три копейки (стоимость одного киловатт-часа электроэнергии. – С.А.), сколько получается? А у предприятия нет договора с “Тат-
энерго” на поставку электроэнергии – самовольное подключение, значит. Даже счетчик, чтоб потребление посчитать, и то купить не удосужились…
– Мы же недавно совсем открылись, – слабо протестует руководитель организации, пожелавший сохранить инкогнито перед представителями прессы. – У нас пока денег нет…
– Три года – это недавно? – неподдельно изумляется Блинков. – Короче, кабель я у вас забираю, чтоб опять не подключились. Договор заключите, тогда и заберете его в “Казанских электросетях”… О, да кабель у вас прогорел насквозь! А если б замкнуло?
По соседству с “Памятниками” – еще одна любопытная, с точки зрения энергетиков, “точка”. Некий предприниматель устроил здесь мини-пекарню: печет лепешки на продажу.
– Но вроде бы здесь все дома выселенные, под снос предназначенные, – это я пытаюсь блеснуть познаниями по части ликвидации ветхого жилого фонда родной столицы.
– Ага, выселенные, – согласно кивает головой “энергомилиционер” Владимир Воробьев. – Таких выселенных у нас – практически весь центр города, и почти во всех домах кто-нибудь живет.
Дом и вправду выглядит жилым: и занавесочки на окнах, и цветочки на подоконниках… Похоже, впускать компанию нежданных гостей сюда не собираются, хотя в доме явно кто-то есть. А пекарня, понятное дело, под замком. Видимо, увидели “вышку” – машину аварийную и быстренько закрылись.
Незаконные жильцы в выселенных домах центра города и вправду – настоящее бедствие. Так, на втором этаже дома № 8 по улице Тази Гиззата поселилась целая компания. И владелец нотариальной конторы, выкупивший, кстати, все здание, но обживший пока только первый этаж, не может выселить непрошеных постояльцев. Наверное, можно бы вызвать отряд ОМОНа и в одночасье вытряхнуть непрописанных жильцов на улицу. Но уже к вечеру они опять явятся… И каждое утро с дрожью в сердце он подъезжает к собственному помещению: не устроили ли развеселые граждане бомжи пожар?
– Как на пороховой бочке живем, – сетует домовладелец.
А вероятность возгорания действительно велика: вся самодельная проводка, которую не раз уже перерезали, составлена из кусочков проволоки, соединенных кое-как и даже не замотанных изолентой.
– Режь проводку под корень! – командует Блинков.
Следующий наш визит – по адресу Пушкина, 1/55. Под одним номером значатся два дома – литер “А” и литер “Б”.
– Оба принадлежат югославской фирме АО “Ирисолли ЛТД”, – говорит наш “экскурсовод”. – В одном игорный дом “Пушкин”, а вот в другом, якобы занятом под подсобное помещение, целый цех расположился. Хотя нам объясняют, что просто ремонт помещения ведут.
Из-за кое-где выбитых оконных стекол краснокирпичного здания и вправду доносится производственный шум. Похоже, работают как минимум два деревообрабатывающих станка. Кстати, провода от “подсобного” здания тянутся… к жилому дому напротив. Выходит, за электроэнергию для станков расплачиваться приходится жильцам? Эту “времянку” тоже ликвидировали. Станки затихли, но пообщаться с нами так никто и не вышел.
АО “Анкорсервис”, что на Университетской, 34, тоже за электричество не платит, потому что не заключило с “Энергосбытом” договор.
Аналогичная ситуация ждала нас и в городском комитете по транспорту и связи. Правда, по словам заместителя председателя комитета Николая Азина, “продление договора – дело нескольких дней”. Но отделаться уговорами транспортникам не удалось: неумолимые стражи порядка составили протокол. Это значит, что комитету придется уплатить штраф в размере 30 тысяч рублей. Энергетики, в свою очередь, тоже оформили нарушение актом: штраф, наложенный энергомилицией, не освобождает организацию от платежей за уже потребленную электроэнергию.
И мастерская женской привлекательности, шикарно именуемая ООО “ИНЭЛК” – галерея красоты “Глория”, тоже, оказывается, пользуется электроэнергией без договора… Это просто наваждение какое-то. Понятно, электричество “отрубили” и здесь. Эх, рыбок жалко: в большом аквариуме “Глории” плавают чудные вуалехвосты. А без освещения им не жизнь…
Пока ребята оформляют документы на штраф, мы выходим на улицу. И – здрасьте! – натыкаемся на господина, с любопытством разглядывающего внутренности почему-то незапертого силового шкафа. Оказывается, заметили электрика-любителя не только журналисты. Вездесущий Блинков тут же настойчиво предлагает ему пройти в “газельку”.
– Да просто заглянул, – мямлит мужичок, от которого так и разит перегаром. – Меня начальник попросил посмотреть, где можно подключить холодильник… Попробуй откажись, он меня завтра же и уволит. Кто начальник? Да чэпэшник один, хот-догами за углом здесь торгует…
Данные “электрика” и чэпэшника вернувшаяся к этому времени энергомилиция записывает. Доморощенный электрик с клятвенными обещаниями вроде “да я к этому щитку больше близко не подойду!” удаляется восвояси.
– Это что, каждый день такой “улов”? – спрашиваем мы.
– Только в центре Казани нам работы лет на десять хватит, – уверенно говорит В. Воробьев. – А уж по республике… И, кстати, воруют-то вполне обеспеченные граждане, предприятия. Старушка, у которой едва хватает денег, чтобы две-три лампочки да холодильник оплатить, лучше в темноте посидит лишний час.
– Воюют с вами часто? – это уже вопрос к сотрудникам “Энергосбыта”.
– О, еще как! – улыбаются они. – В деревнях собак натравливают, в городах чаще “крышей” грозятся или уговаривают. Стараемся с милицией выезжать: люди в форме дисциплинируют самых крутых.
Итог четырех часов работы: семь актов по линии “Энергосбыта” и два милицейских протокола. А впереди половина рабочего дня и еще семь-восемь объектов…