Копите денежки. Они понадобятся, если в марте этого года вы захотите заглянуть в новый торговый комплекс “Приволжский” ООО “Сувар-Казань”. Он построен в столице на пересечении улиц Мавлютова, Парина и проспекта Победы. Площадь трехэтажного здания торгового комплекса – 12,5 тыс. кв. метров. Здесь будет организована торговля широким ассортиментом товаров, ведь профиль комплекса универсальный.
“Приволжский” – отнюдь не единственный торговый гигант в Казани, который вписан в региональную программу развития торговли до 2006 года. Уже освоено 65 млн. рублей на строительстве Гостинично-торгово-развлекательного комплекса ОАО “Орленок”. Он возводится у парка им.Горького на территории бывшего трампарка. Здесь вырастут двухэтажное здание, 20 тыс. кв. метров которого предусмотрены под организацию торговли, и девятиэтажка, планируемая под гостиницу. Ориентировочный срок сдачи объекта – 2004 год.
В настоящее время ведется разработка эскизного проекта торгового комплекса “Центральный”, который откроется на улице Свердлова,1. Ориентировочная площадь его аж 30 тыс. кв. метров.
К тысячелетию Казани появятся в столице республики и гипермаркеты. Вспомните остов недостроенной гостиницы на пересечении улиц Ибрагимова и Декабристов, который уже более 15 лет мозолит глаза казанцам. Сегодня здесь идет демонтаж существующих конструкций и заказана разработка эскизного проекта торгового гиганта ОАО “Казаньоргсинтез”. Самый же крупный проект осуществляет ООО “ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)”. В декабре минувшего года с фирмой заключен договор купли-продажи земельного участка на пересечении улицы Минская и проспекта Победы, где будут построены промтоварный магазин площадью 30 тыс. кв. метров и коммерческий центр площадью 60 тыс. кв. метров.
Об этих и других весьма обширных планах торгового ведомства поведал журналистам на брифинге министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Хафиз Салихов. Он подчеркнул, что результат привлечения средств иностранных и российских инвесторов в область татарстанской торговли рядовой потребитель товаров очень быстро оценит, так как это не только скажется на модернизации отрасли в целом и сокращении издержек обращения, но и повлечет стремительное расширение ассортимента, улучшение качества товаров и, естественно, смягчит цены. На вполне закономерный вопрос, а не разумней было бы самим строить гигантские торговые объекты, не привлекая иностранных инвесторов и тем самым не лишая местную казну огромных доходов, министр ответил, что приток денег в бюджет в этом случае отрегулирует законодательство – здесь нет проблемы. Но вот конкурировать с такими крупными фирмами, как, например, “МЕТРО Кэш энд Керри”, имеющей до полутора тысяч магазинов по всему миру, нам сложно. Да, построить гипермаркет мы, конечно, сможем, но насытить его товарами, вкладывая при этом собственные оборотные средства, вряд ли. Ведь такие торговые гиганты имеют в своем ассортименте до 60 тысяч наименований товаров!
В целом за 2003-2005 годы планируется ввести в строй 1152 особо значимых объекта розничной торговли и 494 предприятия общественного питания на 13674 посадочных места.
Интенсивно развивалась инфраструктура торговли и в минувшем году. Вместо 337 объектов по плану фактически был построен 931 объект. Из них 455 предприятий открыты в сельской местности. Развитие сферы потребительского рынка на селе остается приоритетным направлением, здесь много проблем. Разрыв в развитии торговли, сферы общественного питания и бытовых услуг между городом и селом очень высок. На сельскую местность приходится всего 16,4 процента розничного товарооборота, несмотря на то, что здесь проживают 32,5 процента населения республики. Среднедушевая продажа в расчете на одного сельского жителя в три раза ниже, чем на горожанина. Система же потребительской кооперации, многие десятилетия обслуживающая сельчан, утрачивает свои позиции, и в прошлом году на нее пришлось лишь 3,5 процента товарооборота Татарстана.
За прошедшие годы существенные изменения претерпела и рыночная торговля. Как сказал министр, в настоящее время в республике функционирует 165 рынков. Но в сравнении с 1999 годом их стало на 69 меньше. 88 рынков были закрыты из-за несоответствия установленным требованиям. Одновременно было открыто 19 новых рынков. Всего на модернизацию, реконструкцию и строительство рынков в республике за три года было израсходовано 1255,4 млн. рублей.
Несмотря на то, что вопросам состояния рынков в республике уделяется большое внимание, по словам Х.Салихова, дальнейшее их развитие не является самоцелью. Значимость рынков неизбежно уменьшается. Например, в развитых странах Европы рыночная торговля представлена в основном сезонными сельскохозяйственными рынками, удельный вес которых не превышает 2-4 процентов. В Татарстане этому способствует параллельное развитие двух процессов: общий экономический подъем, реализация социально-экономических программ, активизация предпринимательства, стимулирование внутреннего спроса и рост платежеспособности населения, с одной стороны. С другой – преобразование существующих рынков в современные торговые комплексы, органичное размывание различий между ними и магазинами.