Вечерний рейс авиакомпании “Татарстан” №365 отправляется из Москвы в 21.05. Должен отправляться. Но во вторник 4 февраля случилась заминка. Минут через двадцать после назначенного времени вылета пассажиры начали роптать. В ответ бортпроводница объявила, что самолет задерживается из-за опаздывающих пассажиров. Тут же подумалось: должно быть, не простые пассажиры.
…Ввалившаяся минут через пять толпа долговязых молодых парней гомонила явно не по-нашему. Но суть шума прояснилась: длинные ноги опоздавших не помещались на свободных местах эконом-класса. Бортпроводница объявила, что есть свободные места в бизнес-классе, только надо доплатить по 1200 рублей. На шумных иностранцев это объявление не произвело впечатления.
Старший бортпроводник Рая Соловьева объяснила ситуацию:
– Летят спортсмены-баскетболисты из Иерусалима. Они опоздали на рейс, поэтому представитель авиакомпании “Татарстан” в Москве задержал вылет.
Пассажиры ростом очень высокие. На тех местах, которые остались свободными, они не умещались. Поэтому захотели сесть там, где проход шире. Нам пришлось попросить пассажиров пересесть с этих мест на другие.
– И не избалованные сервисом российские граждане уступили свои места избалованным длинноногим гражданам Израиля?
– Ну, так получается.
– А денег на бизнес-класс у них нет?
– Они сделали вид, будто не понимают, что нужна доплата.
Моя соседка Света комментирует случившееся:
– Это возмутительно. Пятьдесят минут я сидела и ждала непонятно чего. Завтра мне лететь дальше рейсом “Люфтганзы” Казань – Ганновер – Ницца. Если бы временной зазор между этими рейсами был чуть меньше, я могла опоздать. Почему проблемы одних должны решаться за счет других?
А вот мнение еще одного пассажира – Рамиля Гильфанова:
– Лечу из Норильска навестить дочерей, которые учатся в Казани. Они встречают меня, и представляю, как волнуются из-за этой задержки, не зная, что случилось. В авиации ведь всякое бывает.
Не могу представить себе, чтобы какая-нибудь западная авиакомпания, хотя бы та же самая “Люфтганза”, задержала рейс на 50 минут из-за опоздавших пассажиров, будь они хоть трижды баскетболисты. На следующий же день она была бы завалена сотней исков о возмещении морального и материального ущерба. У нас привычки судиться по всякой “мелочи” пока еще нет. Зато наша “совковость” оказалась на редкость живучей. И сколько бы ни объяснял генеральный директор авиакомпании “Татарстан” Магомед Закаржаев, что главная задача его персонала – немедленное исполнение желаний пассажиров, практика показывает иное. То есть желания некоторых пассажиров выполняются. Но при этом на чувства других пассажиров компании, как видим, глубоко наплевать.
Моя соседка Света чутко уловила, что израильских спортсменов наша авиакомпания уважает. А ее – гражданку России – нет. Но давно пора понять, что никогда и никто в мире не будет нас уважать до тех пор, пока мы не научимся уважать сами себя.