О “Радуге” и черных пятнах

“Гражданин, пройдемте с нами!

Автор статьи: Андрей КОБЯКОВ

“Гражданин, пройдемте с нами!”

Согласитесь, когда эта фраза звучит не в кино и обращена она к вам, то даже человек с девственной совестью чувствует себя, мягко говоря, не в своей тарелке. И даже если стражи порядка, дознаватели и судьи ведут себя более чем корректно, дрожь в руках и срывающийся голос у вас неизбежны.


Для героя этой публикации испытание на прочность, увы, не ограничилось переживанием подозрений в свой адрес, прессом определенных законом 48 часов “вне дома” и пребыванием в течение этих двух таких долгих суток в унизительной, но неизбежной роли оправдывающегося человека.


Признаться, мне как журналисту в данной ситуации довольно трудно не только правильно расставить точки над “i”, но и определить конкретную мишень для своих строк. Куда проще метать копья в адрес наших правоохранительных органов (тут я не одинок, да и для них такие атаки не впервой) или “прогуляться” по нашему законодательству…


…По-русски – “радуга”

Камиль Джавадович Тарзиманов – человек по определению не совсем обычный. Однофамильцы и родственники известных людей лучше других могут это понять. Быть сыном именитого татарского писателя – доля нелегкая. Это вам – не отпрыском чиновного вельможи уродиться. Скорее наоборот: здесь “взятки не гладки”, и с детства преследует вызов, не принять который значило бы поставить кляксу на почитаемых народом отцовских книгах.


Очень нелегко добиться того, чтобы люди при знакомстве вместо традиционного вопроса “Вы – не сын Джавада Тарджеманова?” выражали свой интерес иначе: “Джавад Тарджеманов – не ваш отец?” Но нашему герою это удалось.


Камиля Джавадовича сегодня хорошо знают не только студенты одного из старейших вузов Казани, но и сотни людей, которые с открытием “железного занавеса” ринулись познавать мир. В том числе десятки весьма респектабельных персон и даже наши ведущие спортсмены. Дело в том, что, окончив физфак КГУ, защитив диссертацию в КАИ и начав там же преподавательскую деятельность, Тарзиманов с головой ушел в молодежное движение, активно участвуя вместе со своими друзьями в социальном обеспечении целого жилого комплекса. Он был одним из тех, кто стоял у истоков создания законченной социальной инфраструктуры казанского МЖК-26.


Для нужд жильцов строились и снабжались всем необходимым (в том числе кадрами) школа, детский сад, поликлиника, в их квартиры пришло кабельное телевидение. Именно для финансовой поддержки МЖК 13 лет назад, 25 февраля 1990 года и был создан ряд хозрасчетных предприятий, в том числе и бюро туристических услуг “Салават”. Первыми клиентами, естественно, стали дети членов МЖК, для которых “салаватовцы” устраивали экскурсии в дни школьных каникул. Может быть, потому и назвали свое бюро именно так – тепло, свежо, ярко и немного по-детски – “Радуга”.


Да и взрослые с удовольствием стали участвовать в вылазках за город. Начинали со Свияжска, прогулок по Волге. Потом “завоевали” Санкт-Петербург, Москву… Благо цены никого не отпугивали – для себя же турбюро создавали! Впрочем, социально ориентированная ценовая политика до сих пор является одним из стратегических принципов “Салавата”, география предлагаемых турпоездок которого сегодня уже далеко не “детская”.


Меняем “Welcome” на “Рэхим итегез”

Уже через год после создания фирмы состоялись первые обмены туристами с Венгрией. Причем изначально был выбран настоящий туризм – в противовес челночному шопингу. Именно по инициативе “Салавата” нашу республику впервые узнали некоторые зарубежные ученые: этнографы, историки, языковеды. В 1992 году в маршрутных предложениях впервые прописалась безвизовая Турция, а через год “турецкие путевки” стали пахнуть морем и отдыхом. Слова “Анталия” и “Салават” в сознании многих татарстанцев, да и жителей соседних регионов зазвучали как синонимы. Курортное турецкое направление и по сей день является одним из доминирующих в прайс-листах тарзимановской компании.


Уже в первые годы работы “Салавата” с его легкой руки в Казани побывали туристы из США, Голландии, Венгрии, Турции, Китая, Японии и ряда других стран. Короче говоря, началась обычная профессиональная деятельность стабильно функционирующего туроператора.


13 лет – полет успешный

Членство в Советско-турецком деловом совете при Торгово-промышленной палате СССР, активное участие в разработке диалога “Россия – Турция”, экстраполируемого на Татарстан, трансферное и VIP-обеспечение деловых встреч руководителей госструктур и обмена бизнес-делегациями Республики Татарстан и Турецкой Республики – лишь малая толика внушительного портфолио казанской компании, возглавляемой Тарзимановым.


Сегодня с “Салаватом” тесно сотрудничают команды “Ак Барс”, “УНИКС”, “Ракета”, а также многие другие солидные корпоративные клиенты. Фирма является партнером авиакомпаний “Авиалинии Татарстана”, “Аэрофлот”, “Узбекские авиалинии”, “Люфтганза”, “Чешские аэролинии”. Такое единодушие среди партнеров-конкурентов иначе, как критерием порядочности и солидности компании, не объяснишь.


При этом, повторюсь, преподавательская деятельность Камиля Джавадовича не прекращалась ни на день. Это не к слову – к делу. Профессиональный, порой даже научный подход к любому начинанию – тоже один из незыблемых принципов, которым привыкли руководствоваться специалисты, работающие в “Салавате”. Резюме: за 13 лет работы в адрес фирмы не поступило ни одной рекламации. Кто хоть чуток знаком с туристическим бизнесом, понимает, что этот факт – лучшая рекомендация. Кто сам работает на этой ниве профессионально, верит с трудом, а когда убеждается – завидует. Но зависть, как известно, – плохой партнер в честном бизнесе и враг здоровой конкуренции.


…- Вы уж, пожалуйста, о правоохранительных органах ничего плохого не пишите, – слегка смущаясь, говорит мне Тарзиманов. – Они честно выполняли свой долг и действовали исключительно в рамках законных полномочий. Я ведь прекрасно понимаю, что найти убийцу – это их профессиональная задача, а наш гражданский долг – помочь им в этом.


Речь шла об убийстве в январе коммерческого директора одной из казанских туристических фирм, которая является (чего уж скрывать) одним из крепких конкурентов “Салавата” по ряду туристических направлений. Городские СМИ тогда сработали живенько, сообщив об этом несчастье довольно оперативно и подробно.


Пожалуй, чересчур оперативно. И – чересчур подробно…


Будучи задержанным на 48 часов, Камиль Тарзиманов пытался вспомнить все детали своего последнего чисто делового визита в офис убитого: о чем говорили, кто заходил в кабинет во время беседы, когда точно он покинул резиденцию конкурирующей фирмы.


– Если честно, – с грустью в голосе признается Камиль Джавадович, – за эти двое суток мне пришлось многое передумать. Но вот уж чего я никак не мог предположить, так это такого удара в спину. Трудно, конечно, что-либо утверждать. Но я не могу избавиться от ощущения, что нашлись люди, у которых хватило ума даже наше общее несчастье – убийство одного из коллег по бизнесу – использовать прагматично и бессовестно…


Подстава или ляп?

В одной из городских газет, оперативно отреагировавшей на преступление, прозвучали название фирмы и фамилия нашего героя. Хотя он был допрошен, как и десятки других представителей туристической бизнес-элиты Казани. Правда, он в этом “процессуальном замесе” стал единственным, кто был задержан.


Конечно, можно оправдать рвение и хватку молодого журналиста, воспитанного, возможно, не на самых лучших примерах современной журналистики. Но мэтры криминальной журналистики никогда не допустят в ходе предварительного расследования упоминания фамилий подозреваемых. Чаще оперируют инициалами или, что еще лучше – вымышленными инициалами.


– Самое неприятное во всей этой истории то, что тень, которой совершенно незаслуженно накрыли меня журналисты, упала и на фирму, – вздыхает Камиль Джавадович. – Ведь наш главный капитал исчисляется не в рублях и копейках, он определяется добрыми и доверительными отношениями между моими сотрудниками и нашими партнерами, между фирмой и клиентами…


Во время нашей беседы Тарзиманов не на шутку был взволнован и по поводу предстоящей встречи со своими студентами. На следующий день предстоял экзамен.


Но волновался он, как оказалось, зря. Слава Богу, нынешняя молодежь уже научилась отделять зерна от плевел. Думается, и взрослый люд, если кого и напугала вся эта история, последует их примеру.Андрей Кобяков.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще