Выйти из кризиса обновленными

В лихие девяностые общий спад экономики затронул и производство сельскохозяйственной техники. В итоге за последние 15 лет машинно-тракторный парк России сократился более чем в двадцать раз, а оставшийся практически выработал срок службы.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Одновременно с модернизацией парка сельхозтехники нужно менять и менталитет людей, работающих с ней

 

В лихие девяностые общий спад экономики затронул и производство сельскохозяйственной техники. В итоге за последние 15 лет машинно-тракторный парк России сократился более чем в двадцать раз, а оставшийся практически выработал срок службы.
Наша республика не исключение. Если в 1990 году в хозяйствах Татарстана имелось 15,7 тысячи зерноуборочных комбайнов, то на сегодня их осталось чуть более четырех тысяч. Наш агропром обеспечен сельхозтехникой практически лишь наполовину, причем 70 процентов парка – это техника, уже отработавшая свой ресурс. Как нам сообщил заместитель министра по инженерно-технической политике Минсельхозпрода Тальгат Тагирзянов, в республике 965 высокопроизводительными комбайнами “Кейс”, “Нью-Холанд”, “Клаас” и рядом других убирается около 40 процентов зернового клина.


Лизинг по плечу не всем

Обновление татарстанского парка сельхозтехники началось благодаря тому, что в федеральный бюджет были заложены средства на развитие рыночных лизинговых и кредитных схем. С 2002 года действует компания “Рос-агролизинг”, которая на бюджетные средства приобретает технику у производителей и передает ее хозяйствам. Это устраивает и заводы, которые получают гарантию реализации их продукции, и сельхозтоваропроизводителей, приобретающих технику на выгодных условиях.

Татарстанские аграрии тоже могут приобретать сельхозтехнику и оборудование через региональных операторов “Росагролизинга” – “Татлизфер” и “Тарос”, а также по осуществляемой Россельхозбанком целевой программе кредитования. Быстро сориентировались и оценили преимущества госпрограммы в Актанышском, Алькеевском, Арском, Бавлинском, Балтасинском, Буинском, Кукморском, Лаишевском, Лениногорском, Мензелинском, Пестречинском, Рыбнослободском и Тетюшском районах. В целом за период существования лизинговой программы хозяйствам республики, в основном именно крупным агрохолдингам, через Татагролизинг передано техники и оборудования на сумму более 11 миллиардов рублей. Обновлено около 30 процентов всего парка сельхозтехники. За последние девять лет аграрии получили по лизинговой схеме около пяти тысяч тракторов, более трех тысяч зерноуборочных комбайнов, более тысячи кормоуборочных комбайнов, около 500 посевных комплексов и другую технику.

Это немало, хотя и не идет ни в какое сравнение с поставками доперестроечных времен, когда такие же объемы поступали в республику ежегодно. За прошлый год приобретено более тысячи тракторов, 672 зерноуборочных и кормоуборочных комбайна, однако в году текущем обновление техники шло менее энергично. Причина – низкая платежеспособность сельхозтоваропроизводителей. От продажи зерна прошлого года хозяйства получили мизерную прибыль, денег не набралось даже для закупки новой техники в лизинг. К примеру, стоимость того же трактора “Беларус 1221” у “Татлизфера” составляет более двух миллионов рублей, в два раза дороже стоит комбайн “Енисей – 950-70”. Расплачиваться за эту технику можно поэтапно, выплачивая ежеквартально от 36 до 100 тысяч рублей. Но такие суммы по силам порой только крупным агрохолдингам и сельхозпредприятиям.

Не только мелкие и средние сельхозпредприятия не смогли “вписаться” в госпрограмму. За ее бортом оказались некоторые производители сельхозтехники и оборудования. Как нам сообщил генеральный директор ассоциации “Татсельхозмаш” Владимир Пономарев, небольшие татарстанские заводы сейчас на грани банкротства. Поддержку государства в виде госзаказов получают в основном крупные предприятия, например КамАЗ и ЕлАЗ, хотя на нее надеется и “мелочь”. Надеются, похоже, напрасно. В связи с этим ряд предприятий, такие как чистопольский завод “Автоспецоборудование”, “Хараша”, выпускающая комплексы для зерносеялок, Казанская сельхозтехника, очень тяжело переживают нынешний кризис.

Кто не успел, тот опоздал
Хозяйствам, которые связывали перспективы своего развития с покупкой зарубежной техники, можно посочувствовать. С этого года Правительство России не только ограничило ее импорт, но и запретило ее субсидирование и поставку по лизингу. Решение понятное, отечественного производителя нужно поддерживать. Но заменит ли российская техника импортные высокопроизводительные аналоги?

Президент ОАО “Сибмашхолдинг” Юрий Коропачинский в журнале “Экономика России – ХХI век” заверяет, что импортная зерноуборочная техника не является прямым конкурентом комбайнам “Енисей”. Те же американские и немецкие комбайны, считает он, рассчитаны на урожайность полей от 40-50 центнеров с гектара, тогда как “Енисей – 1200-НМ” и “Енисей – 950” эффективны на полях с урожайностью до 35 центнеров с гектара. Отсюда вывод: “На российских полях более эффективна российская зерноуборочная техника”. Прямым конкурентом “Енисеев”, по мнению Юрия Коропачинского, являются только ростовские “Нивы”.

Понятно, что президент “Сибмашхолдинга” по определению должен хвалить продукцию своего предприятия. А как оценивают отечественную технику потребители на местах? Начальник татарстанского Управления Гостехнадзора Рафаэль Хафизов не отрицает, что в последние два года на нее стало меньше рекламаций. У аграриев практически нет претензий к комбайнам “СК-5 Нива” и “Дон – 150”, однако еще достаточно много проблем с комбайнами “Акрос-530”, “КЗС-7” и теми же “Енисеями”.

Снижение числа рекламаций Рафаэль Хафизов объясняет возросшей надежностью техники. Хотя допускает, что причина кроется и в сложности процедуры отказа, и в том, что сельхозпредприятия республики предпочитают устранять неполадки собственными силами.

Ахиллесова пята
Сегодня болевые точки аграрной отрасли – организация эффективного использования инвестиций и сохранение имеющегося технического парка. Любой рачительный хозяин, заплатив за высокопроизводительную технику миллионы рублей, старается использовать ее с максимальной отдачей. Тем более что сельхозмашины и комбайны задействованы не более 10 процентов календарного времени года.

“Технический потенциал нашего комбайнового парка позволяет убрать хлеба за 25-30 дней, но зачастую эти сроки значительно растягиваются, – говорит заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Тальгат Тагирзянов. – В этом году полностью готовыми к полевым работам оказались лишь каждые восемь из десяти зерноуборочных комбайнов. Из-за несвоевременной и некачественной подготовки уборочного комплекса в агрохолдингах “Ак Барс-Агро”, “Золотой Колос”, “Агросила-Групп”, а также в ряде хозяйств Азнакаевского, Лениногорского, Елабужского и Тетюшского районов потенциал первой декады страды использовался лишь на 30-40 процентов, тогда как в Атнинском, Сабинском, Нурлатском, Тюлячинском районах, где всю технику подготовили к уборке заранее, – “на все сто”, – констатирует заместитель министра.

На семинаре-совещании, прошедшем на базе регионального технического центра в Арске, Тальгат Тагирзянов неоднократно повторял: именно от инженеров сельхозпредприятий, от их знаний, ответственности и профессионализма в первую очередь зависят грамотная эксплуатация и хорошее состояние парка сельхозтехники. По его мнению, сегодня главная проблема предприятий – недооценка роли инженера, работа которого по старинке сводится лишь к снабженческой функции. При хорошо поставленной работе инженерной службы расходы на эксплуатацию и содержание машинно-тракторного парка составляют чуть более 20 процентов от общих затрат на производство сельхозпродукции, а при плохой работе инженеров издержки от эксплуатации возрастают в два-три раза.

Так, на том же “Флексикойле” в агрофирмах “Мензелинские зори” и “Муслюмовская” засевают более шести тысяч гектаров пашни, в то время как в “Камско-Устьинской” и “Бахетле-Агро” – лишь 171 и 916 гектаров соответственно. Откуда такая разница? Наглядно это замминистра продемонстрировал на примере агрофирмы “Кырлай” Арского района, где посевным комплексом “Хорш” каждый год засевается по шесть тысяч гектаров зернового клина.

Секрет в том, что за каждым комбайном и мощным трактором закрепляют по два механизатора, техника работает в поле круглые сутки. Не сразу в агрофирме люди восприняли такую систему. Первый год категорически заявляли, что комбайн и люди не могут работать круглые сутки, на следующий год – сомневались, и только затем убедились, что возможность такой аккордной работы -не случайность, а система. Такая же круглосуточная работа практикуется и в крестьянско-фермерском хозяйстве “Хакимуллин” Высокогорского района.

“Нью-Холанд” в роли лошади
Если примеры неэффективного использования техники, в том числе дорогой импортной, вызывают серьезную озабоченность, то как расценивать факты поистине бесшабашного отношения к ней? Так, в одном из сельхозпредприятий комбайн “Нью-Холанд” зимой использовали как тягловую силу, таскали с его помощью скирды. Потом потребовался ремонт в 360 тысяч рублей. В другом хозяйстве умный “Кейс” сам сообщил о поломке загоревшейся красной лампочкой, но механизатор продолжал движение в аварийном режиме. Ремонт двигателя этого комбайна обойдется хозяйству в 540 тысяч рублей.

Что лежит в основе этих происшествий – дремучая техническая безграмотность, преступная халатность, наша известная российская привычка полагаться на то, что “машина железная – авось вывезет”? Похоже, всего тут понамешано, и это грустно. Получив в распоряжение умные, производительные, комфортабельные машины, мы пока с трудом изживаем в себе рудименты упрощенного отношения к делу, не спешим перестраивать собственное сознание. И расплачиваемся за это сполна.

Хорошо, что в республике возрождается сервисное обслуживание. В его структуре – не только известные с советских времен специализированные Кузембетьевский и Арский РМЗ, но и новые предприятия. На ремонте тракторов и их агрегатов специализируются ООО “Челны-Кировец”, РМЗ “Алмаз” (Казань), частное предприятие Шайхутдинова в Алькеевском районе. Недавно в Высокогорском районе открылось крупное специализированное производство по структуры двигателей “Агроцентр”. Есть свои специализированные структуры по ремонту сложной техники и в большинстве агрохолдингов, и менее крупных предприятиях.

Поскольку сервисные центры находятся под контролем аграрного ведомства, Тальгат Тагирзянов ознакомил участников совещания с официальной оценкой их работы по обслуживанию сельхозтехники. По его данным, возглавляет список лучших ЗАО “Проминтел-Агро”, к этому предприятию за весь период полевых работ у сельхозпроизводителей не было ни одного замечания. Хорошо оценивается работа МК “Тарос”, ОАО “Татагролизинг”, “Чистополь-Агросервис”, “Татагрохимсервис”, “АгроИдея”, “БелАгроИдея”, “Буинский машзавод”, “Агроснаб” (Балтасинский район), “Техномаркет”, “Сабагро”, “РОПА Поволжье”, “Татагромаш-К” и “Гелиос-Агро”.

До полного обновления парка сельхозтехники аграриям еще далеко, но выход из кризиса с более совершенным производством – не такая уж невыполнимая задача. Жаль только, что дружно взяться за ее решение мы не сможем. Судя по реакции приехавших в Арск инженеров, на лицах которых читалась нескрываемая тоска, им было явно не до переосмысления своей роли на предприятии. А позже, в кулуарах, некоторые из них признались: “Такие семинары проходят каждый год, это для нас повод встретиться со знакомыми, бывшими однокашниками по аграрному университету, узнать новости. Выпить вместе, в конце концов …”

Похоже, одновременно с модернизацией парка сельхозтехники следует обновлять и менталитет людей, работающих с ней. Но это, конечно, еще более сложная задача.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще