Кажется, для нашего общества нет сегодня более острой социальной проблемы, нежели регулирование жилищно-коммунального хозяйства. Копий ломается здесь много, точки зрения высказываются самые разные. Позволю высказать и свои соображения по этому вопросу.
На одном из республиканских совещаний по вопросам реформирования ЖКХ было высказано мнение: каждый многоквартирный жилой дом должен иметь свой баланс. Думаю, что это здравая идея. Но вот беда – граждане, проживающие в муниципальном жилом фонде, не спешат становиться в массовом порядке коллективным собственником. И их можно понять: неизвестно, что в эпоху нынешних перемен из этой затеи выйдет.
На мой взгляд, решение вопроса можно перевести в плоскость эксперимента. И поставить его на одном из жилищно-строительных кооперативов. Принципиальную готовность к такому эксперименту выразило, к примеру, руководство ЖСК “Заря-39” – коллективного владельца дома № 31/53 по ул.Урицкого, что в Кировском районе Казани. Алгоритм эксперимента мог бы состоять из двух пунктов. ЖСК заключает договор с избранным предпринимателем (фирмой), доверяя ему управление своим домом и прилегающей территорией, то есть кондоминиумом, а предприниматель, приняв кондоминиум в доверительное управление, заключает договора, во-первых, с собственниками квартир экспериментального дома – о жизнеобеспечении принадлежащих им квартир; во-вторых, с естественными монополистами – на поставку коммунальных ресурсов; и, в-третьих, с подрядчиками – на предмет технического обслуживания и санитарного содержания кондоминиума.
Эксперимент можно распространить затем и на муниципальный жилой фонд.
Замечу, что государству следовало бы поддержать жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья – эти своеобразные “жилищные колхозы” граждан, решивших за свой счет построить и содержать жилой фонд. Однако пока “колхозники” никаких привилегий не имеют. А жаль: кооперация собственников жилья – дело весьма перспективное. Хотя и здесь организационно-правовые формы такой кооперации требуют совершенствования, обновления. Так, те же “колхозы” в целях оптимизации хозяйствования можно было бы разделить на сообщества собственников жилья и управляющие компании.
Предлагаемая схема отличается прозрачностью отношений, складывающихся между собственниками, управляющей компанией и потребителями жилищно-коммунальных услуг. А для того, чтобы ее реализовать, потребуется пакет документов, который можно разработать в порядке реализации соответствующего государственного заказа на проведение предлагаемого эксперимента. Эту же схему можно использовать и для муниципального жилого фонда.
Ефим АНДУРСКИЙ.