Когда к соседям пришел монтер отключать радио, баба Люба робко поинтересовалась: а не смог бы он и ей отключить, потому что уже лет двадцать пять она им не пользуется (зачем радио, если есть телевизор)? Но монтер, строго взглянув на бабулю, бросил через плечо: “Не положено”.
Между тем, получив очередной счет за квартиру, посетовав на маленькую пенсию и обсудив с соседями цены, растущие как на дрожжах, баба Люба отправилась на улицу Университетскую, где вот уже много лет располагается главная в Казани контора по “радиоточкам”. Теперь это учреждение именуется государственным унитарным предприятием “Радиотелесет”.
Заполнив заявление с просьбой отключить радио, баба Люба выстояла солидную очередь к окошечку с крошечной щелкой для переговоров. Каково же было ее удивление, когда дама за окном бесстрастно объявила о долге в шестьдесят рублей. Откуда он взялся – старушка не могла взять в толк. Напрасно пыталась доказать сквозь слезы чиновнице, что радио в доме нет и обидно платить за то, чего нет…
Очередь посочувствовала бабуле, но не более. Мужчина средних лет также покорно уплатил энную сумму долга за несуществующее радио и вздохнул с облегчением: будет хоть небольшая, но экономия при плате за квартиру, раздувшейся в последнее время до фантастических размеров.
Радио молчит – денежки капают
Вся эти “радийные страдания” невольно напомнили известную сказку про богача и бедняка. Последний был нищ и голоден, зашел в рыбную лавку к богатому соседу только за тем, чтобы насладиться запахом жарившегося угря. Предприимчивый коммерсант потребовал с бедолаги плату за это, как будто тот съел злополучного угря…
Подобную ситуацию имеем мы сейчас с “радиоточками” – у людей вымогают деньги за услугу, которой они не пользуются, мало того, они вообще не просили о ней. Хочешь не хочешь, но, получая, например, новую квартиру, ты вскоре получаешь и счет за радио, хотя никакого заявления на установку “радиоточки” не подавал. Жильцы, как правило, даже не знают, что таковое нужно писать, годами живут, слушая магнитофоны и радиоприемники, а денежки за “радиоточку” (10 рублей 70 копеек с каждого владельца) потихоньку капают неизвестно в чей карман. Вроде бы мелочь, но с миру по нитке – сами знаете, на что набегает. А вот если вы хотите отключить вашу “радиоточку” – написание заявления с обязательным указанием причины (почему вы решили избавиться от радио) становится наиважнейшей процедурой.
Финал у вышерассказанной сказки оптимистичный. Бедняк оказался не промах, нашел оригинальный выход: расплатился с владельцем лавки за несъеденного угря звоном монеты, не более… Но жизнь наша, увы, не сказка, псевдорадиослушателям, или, выражаясь гоголевским языком, “мертвым радиодушам”, так просто из цейтнота не выбраться, приходится выбирать из двух зол: или платить за то, чего у тебя нет, или отключать радио. Первый вариант при нынешнем ценовом беспределе и при некотором росте народного самосознания становится все менее привлекательным. А вот количество желающих отключить злополучные “точки”, например, в Казани изо дня в день растет.
Небольшое помещеньице на Университетской, 2 всегда заполнено народом. Цель у всех одна – избавиться от радио. ГУП “Радиотелесет” не успевает штамповать бланки, которые клиент обязан заполнить прежде, чем к нему в квартиру придет монтер, что-то отщипнет в переплетении проводов и законно освободит вас от строчки “радио” в счет-фактуре. Но перед этим, повторюсь, клиент непременно должен уплатить долги.
Психотеррор на фоне коммунальной катастрофы
В последнее время в нашем лексиконе появилось пугающее выражение – “коммунальная катастрофа”. Что это такое – расшифровывать не надо, все и так знают. Не дай Бог подобному ЧП разразиться в вашем доме. Мы с вожделением смотрим на столбик термометра и молимся, чтобы морозы не очень лютовали, иначе замерзнем. Вон как Север коченеет…
Казань, конечно, не Север, но и далеко не Юг. Морозно, однако, и у нас. И трубы у нас на ладан дышат, и батареи центрального отопления в любой момент могут прохудиться, потому что их давно не чинили. Денег, говорят, нет, долги у теплосетей. Зато их предприимчивые руководители провернули недавно в Казани оригинальную акцию – свои долги (интересно, за что?) они наобум распределили между горожанами и отправили квитанции с предупреждением немедленно уплатить энную сумму за тепло. В расчете на то, что найдутся дурачки, клюнут и побегут платить несуществующие долги. Так и случилось. Правда, нашлись и другие, которые платить отказались, стали возмущаться. После чего последовали публичные извинения с телеэкрана, мол, простите, люди добрые, неувязочка вышла, виновные понесли наказание. Но поезд-то уже ушел, денежки уплыли.
А ведь это не что иное, как психологический террор, мошенническое вымогательство денег у народа (между прочим, прием традиционный). И то, что происходит сейчас в городе с “радиоточками”, с вытряхиванием из кошельков у населения “долгов” за несуществующее радио, – это тоже психологический террор. Ведь, согласитесь, раздражает, давит на психику (и еще как давит) постоянно растущая в счет-фактуре сумма долга. Расчет при этом прост – авось человек не выдержит и заплатит. И так очень часто случается.
– А платить не нужно! – настоятельно советует своим многочисленным посетителям помощник депутата Госдумы РФ Ивана Грачева, юрист по образованию Анатолий Перов. – Пусть у вас радио обрежут, как обрезают за долги газ и электричество. Не режут? Потому что невыгодно. Смекаете? Ведь тогда со своих жертв денежки уже не выколотишь. Смелее нужно бороться за свои права, причем вполне законные! И не бояться психологического террора.
По закону РЖУ может заключать договора от имени жильцов со своими поставщиками (в их число входит и “Радиотелесет”). Между прочим, работники РЖУ, согласно постановлению главы администрации Казани от 27 июня 2002 года “О дополнительных мерах по улучшению жилищно-коммунальных услуг”, имеют право на получение “за сбор и перечисление поставщиками услуг платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в размере до 2 процентов от суммы собранных платежей”. Но договор, во-первых, предусматривает равенство сторон, во-вторых, непосредственное участие в написании заявлений жильцов. Вы такой договор на включение в вашей квартире “радиоточки” составляли, подписывали? Лично я – нет, опрошенные мной люди (человек 30) – тоже нет. Тогда в чем дело?
Попасть на прием к начальникам бывших ЖЭУ и ДЕЗов (нынешних РЖУ) труднее трудного. А уж прессу как они боятся! Невольно начинаешь думать, что, коль боятся, значит, есть что скрывать… Я, например, хотела побеседовать (и всего-то лишь на невинную тему о “радиоточках”) с начальником жилищно-коммунального участка “Меридианный” Светланой Гиреевной Торшиной. Трижды пыталась застать ее на месте, а когда наконец это удалось, дама заявила: “Не хочу давать интервью” и буквально выставила меня за дверь, даже не взглянув на редакционное удостоверение. В нарушение Конституции и целого “букета” законодательных актов, в том числе ст. 55 Закона РФ о СМИ.
Так нужно ли нам радио?
Бессмысленно принуждать человека делать то, что он делать решительно не желает, тем более, если по закону есть право выбора. В истории сколько угодно примеров того, как насилие дает обратный эффект. Все мы свободные граждане свободной страны – по крайней мере, так (или примерно так) записано в Основном Законе нашего государства (республики) – Конституции. И коль не хотим, чтобы в нашем доме звучало местное радио, то и нечего вставлять палки в колеса, заниматься психологическим террором, прямым вымогательством у населения денежных средств – надо отказаться от ненужной услуги, то бишь от радио. Все правильно, но…
Давайте рассмотрим проблему немного в другом ракурсе. Почему вам не нужно радио (имеется в виду домашняя “радиоточка” с местным вещанием)? Этот вопрос я попыталась задать разным людям. Большинство ответили, что слушать его неинтересно, гораздо привлекательнее включить “Маяк” или другие программы. Значит, нужно меняться, стремиться делать местное радио конкурентоспособным.
Помните, еще год-два назад народ в Казани признавал на местном телевидении только “Эфир”. Привлекали его новации, пусть не всегда профессиональные, но болевые и оперативные репортажи. Второй же наш республиканский канал “Татарстан” продолжал работать по-старому – статично, шаблонно, скучно. Хоть бери его и закрывай – никто не заметит. Жизнь заставила измениться, творчески переосмыслить свои программы, изменить стратегию вещания, кардинально и по-новому решить кадровую проблему. Сработало. Теперь, я бы сказала, ситуация изменилась.
Наверное, местное радио нуждается не просто в переосмыслении своего “места под солнцем”, но в очень серьезном переустройстве менталитета в целом. Коль хочешь выживать – надо бороться за клиента (за человека, радиослушателя). Надо стремиться делать свои передачи интересными и злободневными, чтобы люди не просто включали радио (мол, пусть “бухтит”, пока вожусь на кухне), а ждали встречи с диктором, с той или иной программой. Это уже профессионализм, искусство, которое, увы, дается не всем. Значит, надо искать, воспитывать профессионалов.
Я думаю, радио нам все-таки необходимо и пока рано списывать его в архив. Хотя бы потому, что радио сегодня – одно из самых дешевых и доступных средств массовой информации. Многие пенсионеры, инвалиды, жители сельской местности жить не могут без радио, оно для них единственный и самый дорогой источник сообщения с миром. По радио звучат разного рода предупреждения о чрезвычайных ситуациях, объявления, призывы.
Наверное, вместо того, чтобы ходить и отключать “радиоточки”, работникам “Радиотелесета” и жилищно-коммунальных служб чаще бы следовало ходить и предлагать населению включать таковые. На законном основании.