“Недетские” игры наших детей

Вы замечаете, как развлекаются наши дети?

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Вы замечаете, как развлекаются наши дети? В зависимости от возраста сначала играют в погремушки и куклы и смотрят по телевизору мультики, потом наступает черед “хитрых” заводных игрушек. А там, глядишь, появляется интерес к более серьезным приспособлениям типа игровых видеоприставок “Денди”. Лет в шесть-семь (а кое-кто и раньше) ребенок усаживается перед монитором компьютера. Как это отражается на психике детей?


Мы с успехом умудряемся обернуть во зло себе даже всемирный прогресс. Возьмем, к примеру, поголовную компьютеризацию. Благо? Еще бы! Современный компьютер – это возможность в любой момент “пробраться” в лучшую библиотеку мира, пообщаться с заокеанским приятелем… Или, допустим, разложить карточный пасьянс на экране монитора, чтобы успокоить расшалившиеся нервы. Или (опять же с помощью компьютера) почувствовать себя пилотом сверхзвукового самолета…


Вот только компьютерные игры бывают ой какие разные.


О неблагоприятном воздействии подавляющего числа из них на детскую психику написано уже немало. И все же ассортимент дисков со всевозможными “бродилками” и “стрелялками” на рынках и в специализированных магазинах становится все обширнее, за содержанием игр если и следит кто-то, то весьма невнимательно, а количество компьютерных клубов и всевозможных интернет-кафе стремительно растет.


Мальчик, почему у тебя такие красные глазки?

… Ночной телефонный звонок – штука неприятная. Оно и понятно: по пустякам тревожить в полночь никто не будет, значит, что-то стряслось. Так и есть. В трубке – дрожащий голос бывшей одноклассницы, живущей неподалеку.


– Ты знаешь, Сережки нет дома до сих пор, я уже все морги и милиции обзвонила…


Прерывая ее всхлипывания, выясняю, что накануне вечером сын, тринадцатилетний Сережка, выпрашивал у мамы двадцать рублей, чтобы пойти в компьютерный клуб – поиграть.


– Ты хоть знаешь, где это находится?


– Приблизительно…


Проплутав около часа по местным подворотням, останавливаемся возле освещенных окон без занавесок. Оно!


Обычный компьютерный клуб на окраине Казани – пара комнат в панельном жилом доме. Около десятка компьютеров, за которыми сидят подростки. В помещении довольно шумно – большинство ребят в эмоциях себя не сдерживают и матерятся не только сквозь зубы, но и погромче. Накурено, хотя с сигаретой в зубах никто не замечен. Пахнет сыростью и почему-то, простите, давно не стираными носками.


Взъерошенного Сережку с красными, как у кролика, глазами мы обнаружили азартно сражавшимся в “Doom”. Для тех, кто не знает, поясняю: компьютерная игра-стрелялка, особого интеллекта не требующая. Необходима разве что неплохая реакция, которая помогает играющему вместе с кибергероем крушить все подряд, разбрызгивая по экрану целые лужи, слава Богу, виртуальной крови.


Пока радостно-сердитая Лена тормошит сына, я оглядываюсь вокруг.


Пол в сравнительно небольшой комнате не то чтобы уж совсем загажен, но мокрой тряпкой его не касались как минимум пару недель. До клавиатуры свободного, стоящего около окна “компа” дотрагиваться не решаюсь: она замазана до такой черноты, что на кнопках едва угадываются буквы. Освещение – из рук вон плохое, горят несколько засиженных мухами (откуда зимой мухи?) ламп. У двоих-троих явно не достигших совершеннолетия юношей возле мониторов банки с пивом…


Внимания на нас никто не обращает. Вполне объяснимо: у кого есть время глазеть на банальные в общем-то разборки с родителями, когда на экране столько интересного?


Ленкин голос достигает рекордного уровня децибел:


– Кто вам разрешает здесь по ночам сидеть!


Из-за неприметной двери наконец-то выглядывает какое-то существо, реагирующее на этот внешний раздражитель:


– Мамаша, чего расшумелась? Забирай своего и топай потихоньку.


Из-за плеча говорящего высовывается более внушительная физиономия. Я дергаю Ленку за рукав, намекая, что пора ретироваться…


Уже на улице подруга грозится:


– Вот вернется мой из командировки, я им устрою. Я жаловаться буду…


Жаловаться – это наше излюбленное занятие. А куда? Было бы наивно предполагать, будто существование подобных клубов – огромный секрет.


Сегодня в республике, кроме легальных интернет-кафе и клубов, существует целая сеть полуподпольных заведений. И часть из них расположена… в школах. Обычная стоимость часа игр – десять-двадцать рублей. Существуют и ночные расценки. С полуночи до шести утра можно играть неограниченное количество времени, заплатив за это рублей шестьдесят. Ребенку не нужно быть математиком, чтобы понять: ночью играть выгоднее. Владельцу же клуба глубоко безразлично, что хронический “недосып” для ребенка весьма опасен, это подтвердит любой врач. Что возвращаться домой ему придется по ночным улицам. Что, наконец, пребывают в волнении родители, не зная, куда запропастилось их любимое чадо…


Хронофаги или помощники?

Именно хронофагами – пожирателями времени – очень многие называют компьютеры. Если бы только времени…


Конечно, по сравнению с “компами” десятилетней давности, чьи мониторы и вправду кроме мерцания, а значит, вредного воздействия на глаза, давали еще и серьезную дозу облучения, нынешние не в пример “приличнее”. В общем, здоровья не добавят, но и серьезного урона нанести вроде бы не должны. Это – о физическом здоровье. А как быть с психическим? Судите сами: в любой игре-“стрелялке” не обойтись без пусть виртуального, но убийства. Скорее всего, человек с нормальной психикой, наигравшись, все-таки не пойдет крушить все и вся, вооружившись монтировкой. Но… Как известно, капля и камень точит. Кто знает, что произойдет с психикой даже “здорового” компьютеромана! И представьте себе на секундочку: он попадает в армию, получает в руки оружие. Нажать на курок, прицелившись в человека, – это же так просто, как в компьютере…


Говорят, что игры, где насилие слишком уж откровенное, запрещает специально созданная для этого комиссия. В свое время “из строя” таким образом была выведена жутковатая даже для взрослого “Carmageddon”. Вот только поиграть в нее – пока не запретили – довелось и казанским подросткам.


А “стрелялки” типа “Quake” и “Counter Strike” признаны вполне безвредными…


Теперь о деньгах на игру. Возле компьютерных клубов можно наблюдать, как группа подростков выпрашивает (а иногда и вымогает) деньги у своих ровесников. Пока в статистике МВД не отмечено преступлений, связанных с добычей денег на компьютерные игры. Только это вовсе не означает, что их не существует в действительности.


Так вредно или полезно?

Специалисты-психологи утверждают, что по вине голубого экрана около 70 процентов подростков страдают неврозами. Даже в мультиках (особенно – иностранного производства) столько жестокости, что диву даешься. Если добавить к этому еще и садистские компьютерные игры, подавляющее большинство которых основано именно на насилии, то можно уже не удивляться вполне соответствующему этим “урокам” поведению подростков на улице.


Конечно, не все игры безусловно вредны. Более того, по мнению британских исследователей, компьютерные игры наделяют подростков такой координацией и способностью сконцентрироваться, которые бывают только у профессиональных спортсменов и космонавтов. Не зря же некоторые автогонщики перед заездами “проходят” дистанцию при помощи компьютерных игр. Так делал, например, пилот “Формулы-1” бразилец Рубенс Барикелло перед “Гран-при Малайзии”. Будто бы подростки, проводящие перед монитором в среднем по два часа в день, лучше успевают в школе, имеют больше друзей и вообще социально активнее, чем их сверстники, которые не увлекаются компьютерными играми. А навыки, приобретенные при помощи компьютерных игр, подростки переносят в реальную жизнь. Тут главное, чтобы они не перенесли в нее, к примеру, навык рефлекторно “гасить” все, что шевелится…


Но в том же научном труде специалисты предостерегают от чрезмерного увлечения всевозможными “стрелялками” и “гонялками”. Пользу приносят 18-20 часов в неделю перед монитором, все остальное – уже во вред…


Сродни наркомании

В последние годы в России появился новый вид психического расстройства: компьютерная зависимость. Так, по словам врача-психотерапевта Шамиля Асадуллина, если вашего ребенка в течение хотя бы полугода не интересует ничего, кроме компьютера, нужно бить тревогу. Плачевные результаты если еще не проявились, то проявятся в ближайшем будущем. Как правило, это заторможенность в развитии, синдром постоянной усталости, повышенная агрессивность. Природа предусмотрела, что навыки поведения в жизненных ситуациях ребенок получает через игру. А начни ваш сыночек играть в любимую “кваку” в обычной жизни? Мало не покажется, уверяю вас.


В Калининграде, например, при центральном наркологическом (!) диспансере уже открыто отделение для компьютерозависимых. Но это, скорее, исключение из правил. Большинство психиатров смотрит на эту проблему, что называется, “сквозь пальцы” – “разгрести” бы проблему с наркоманами и алкоголиками. Но припомним-ка историю: тот же алкоголизм долгое время именовали “пагубным пристрастием”, “дурной привычкой”, но никак не заболеванием. Неужели снова спохватимся, когда гром грянет?


В начале девяностых годов прошлого столетия в западных странах тяжелые психические заболевания у подростков, причиной которых во многом служила “компьютеромания”, стали настоящим бедствием. Выход нашелся довольно быстро: пропаганда здорового образа жизни и… законодательное запрещение ночных компьютерных клубов для детей. За границей владелец такого заведения рискует лишиться лицензии, если будет разрешать детям играть по ночам. У нас же пока ночные расценки на игры ниже, чем в дневное время.


 


P.S. По признанию одного из владельцев таких клубов, этот бизнес приносит в месяц лично ему около десяти тысяч долларов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще