Два года в “капитальном” режиме

“Скажу честно: когда мы приступали к реализации крупномасштабной федеральной программы капитального ремонта многоквартирного жилого фонда в нашей республике, я не совсем представлял, каков будет итог этого предприятия.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

“Скажу честно: когда мы приступали к реализации крупномасштабной федеральной программы капитального ремонта многоквартирного жилого фонда в нашей республике, я не совсем представлял, каков будет итог этого предприятия. Ведь изначально стоимость недоремонта жилья в Татарстане оценивалась в 30 миллиардов рублей. Мы понимали, что бюджет таких расходов не осилит… Однако на сегодня 40 процентов недоремонта ликвидировано, и мы знаем, что делать с оставшимися 60 процентами домов, нуждающихся в капремонте…” – признался на недавней встрече с журналистами министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Марат Хуснуллин.

Справка “РТ”. За 2008-2009 годы в соответствии с Федеральным законом №185 “О Фонде содействия реформированию ЖКХ” в Татарстане отремонтировано 4470 домов общей площадью 15,8 млн. квадратных метров (это 30 процентов от всего многоквартирного жилфонда республики), из них в Казани – 408 домов. Улучшены условия 829 тысячам татарстанцев (22 процентам всего населения и почти 30 процентам граждан, проживающих в таком жилом фонде). Работы выполнены на сумму около 15 млрд. рублей. Для сравнения: в предыдущие годы на капитальный ремонт в среднем расходовалось максимум до одного миллиарда рублей ежегодно. При реализации программы по 185-му закону в течение двух лет были задействованы четыре основных источника: средства федерального фонда (44,5 процента), республиканского и местного бюджетов (43,2), а также населения (5,5 процента). Кроме того, в программу были интегрированы деньги Лизингового фонда РТ и проекта по переходу на двухконтурные котлы.

В итоге, по данным пресс-службы Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, всего отремонтировано 2,7 млн. квадратных метров кровли, 3,9 млн. – фасадов; заменено 7,7 тысячи километров внутридомовых инженерных сетей (что адекватно расстоянию от Калининграда до Камчатки). Установлено 6335 общедомовых приборов учета, заменено 1039 лифтов, оборудовано двухконтурными котлами 8912 квартир. По утверждению экспертов Минстроя, ни один регион РФ не имеет таких показателей. Два года кряду Татарстан (по оценке Министерства регионального развития России) по уровню эффективности реализуемых решений в сфере жилищного строительства и ЖКХ занимает первое место среди регионов страны.

Дело не в шляпе, а в деньгах

За два года республика освоила на проведение капитального ремонта весь причитающийся ей на четырехлетку (а именно на такой срок изначально была рассчитана эта масштабная программа) денежный лимит из казны Фонда содействия реформированию ЖКХ – свыше 6,65 млрд. рублей, из них в прошлом году – почти 1,94 млрд. рублей, остальное – в текущем.

Кстати, Татарстан среди субъектов Федерации получил из этого фонда самый крупный транш целевого финансирования. И в нынешнем году наша республика, несмотря на сложную экономическую ситуацию, не отказалась от объемов софинансирования, сохранив его на уровне 48,95 процента. Хотя внесенные в 185-й закон поправки позволяли регионам снизить долю своего финансового участия в программе до 12 процентов.

Так почему же программу, рассчитанную на четыре года, республика решила выполнить за два? По словам Марата Хуснуллина, в основе этого решения лежит очень простая арифметика: уровень инфляции в сфере строительства и ЖКХ составляет не менее 15 процентов, и, освоив денежный лимит за укороченный период, мы сумели выполнить процентов на 30 больший объем работ. Другими словами, отремонтировали двойное количество домов. Второй немаловажный фактор – при досрочном завершении “капитального” проекта есть возможность получить дополнительные средства за счет накоплений фонда по размещенным в банках активам, а также за счет федеральных лимитных средств, которые другие регионы не смогли освоить. И путем использования этих денег продолжить программу капремонта.

– В свое время Минстроем республики совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ была создана рабочая группа, которая постоянно вносит в Государственную Думу соответствующие предложения по изменениям в законодательстве, – рассказывает глава Минстроя. – И недавно мы внесли в федеральный парламент поправку, чтобы доходы, которые образовались от использования фондом государственных денег, распределить между регионами уже в 2010 году, а не в 2011-м, как предполагалось ранее. Поправка уже принята в первом чтении и, думаю, пройдет и в третьем. Но главное, несмотря ни на какие экономические трудности, в бюджетах республики и татарстанских муниципалитетов будущего года на капремонт заложено в общей сложности 2,4 млрд. рублей. Это огромное наше достижение…

Итак, проектом обновленного федерального законодательства предусматривается распределение 50 процентов средств, заработанных фондом за два года (а это десять миллиардов рублей), между субъектами Федерации, которые использовали весь предусмотренный для них лимит и выполнили программы капремонта. Фондом предложено с 1 января будущего года реализовать в Татарстане пилотный “капитальный” проект и направить из федерального бюджета 2,5 млрд. рублей, при этом софинансирование республики, включая платежи населения за капремонт, не должно быть меньше такого объема. В итоге наша программа следующего года оценивается в 5,5 млрд. рублей.

Условия становятся жестче
В Татарстане в программе капремонта текущего года было задействовано свыше 25 тысяч работников. Если в прошлом году в ней участвовало 330 организаций, то нынче – 469. И система отбора подрядных организаций изменилась. Сначала конкурсный принцип, по которому подряд получал тот, кто был готов сделать работу за меньшие деньги, нередко давал сбои. Иногда предприятия, переоценившие свои силы либо попросту решившие “зашибить” контрактные деньги, не укладывались в сроки, работали некачественно. На некоторые строительные фирмы даже были заведены уголовные дела.

Нынче недобросовестные компании от участия в программе были отстранены. Теперь оценивается наличие в штате предприятия необходимой производственной базы, квалифицированных рабочих и инженеров, а также дисциплинированность в вопросах налогообложения и так далее. При проведении процедур государственных закупок стройматериалов отдается приоритет местным товаропроизводителям. К примеру, в результате государственной экспертизы проектно-сметной документации за предыдущие два года было сэкономлено 270 млн. рублей.

– Среди нововведений, которые с 2010 года мы предлагаем ввести, – это серьезный подход к вопросу проведения капремонта с точки зрения градостроительства, – отмечает Марат Хуснуллин. – На сегодня 185-й закон не делает ограничений по вхождению в программу многоквартирных домов, к которым относятся здания, где проживают от двух и более семей. И если жильцы таких домов обратились к властям с просьбой об участии в программе и для этого провели соответствующую работу, то государство по закону не вправе игнорировать их желание. А ведь двух-, четырехквартирные дома – это давно уже частная собственность с освоенными придомовыми земельными участками, к которым государство имеет лишь формальное отношение.

– Как-то в Зеленодольске я зашел в один из двухэтажных домов (а таковых в этом городе 108), в котором проживают 16 семей, – продолжает министр. – Стоимость капремонта этого объекта оценивается в шесть миллионов рублей. И обязательное пятипроцентное софинансирование составляет 1800 рублей с квартиры в месяц. 52-летний дом в ужасном состоянии. Некоторые его жильцы заявили, что их сократили на работе, поэтому они не в состоянии выплачивать такие деньги… Сегодня стоимость капитального ремонта доходит до 70 процентов от цены на строительство жилья. Зачем включать такие дома в программу? Лучше найти недостающие 30 процентов и обеспечить людей новыми квартирами, к примеру, по программе социальной ипотеки или другим способом. Кризис пройдет, инвестиционная привлекательность земельных площадей повысится. Уверен, что вскоре появится инвестор, которому будет выгодно снести эти обветшалые малоэтажки и на их месте построить хорошие дома. И мы настоятельно рекомендуем муниципальным властям со следующего года учесть все эти моменты. Ведь если бы все целевые деньги были направлены на ремонт высотных домов (выше пяти этажей), тогда площадь ремонтируемого жилья была бы в два раза больше, и большее количество граждан смогло бы улучшить свои жилищные условия. Поэтому мы внесли поправки в закон: предложили учесть все это на федеральном уровне и не включать одноэтажные объекты в программу, а судьбу двух-, трехэтажных – рассматривать индивидуально…

Кстати, одним из условий включения объекта в программу капремонта будет отсутствие задолженности жителей дома по оплате жилищно-коммунальных услуг.

О свете в конце тоннеля говорить рано
В Татарстане, по данным муниципальных образований, еще 6737 многоквартирных домов общей площадью 23,5 млн. квадратных метров нуждаются в капремонте. Это очень много! Республиканские власти планируют отремонтировать их до конца 2014 года, а начиная с 2015-го – перейти на нормативный ежегодный ремонт за счет средств населения. Между тем прогнозируется, что прирост недоремонта будет составлять в среднем 1,7 млн. “квадратов” в год.

В первый год реализации 185-го закона люди недоумевали: мол, почему они должны оплачивать пять из ста процентов стоимости капремонта. Сейчас же, как утверждают чиновники, ситуация иная – жители многоквартирных домов, особенно кооперативных (ЖСК), готовы вносить и 20, и 30 процентов от стоимости работ, лишь бы их дома включили в программу. Оно и понятно: капремонт пятиподъездного пятиэтажного дома в среднем обходится в восемь миллионов рублей. Безусловно, небогатые граждане не в состоянии раскошелиться на такие деньги.

– Со следующего года на федеральном уровне предполагается ввести обязательный ежемесячный платеж населения на перспективный капитальный ремонт – пять рублей с квадратного метра, – говорит глава Минстроя. – Причем учет поступлений этих средств будет осуществляться по каждому дому в отдельности. Ведь те здания, которые не входят в соответствующую программу и жильцы которых не собирают средства на капремонт, продолжают ветшать. И что будет с этими объектами в дальнейшем?.. Нынешнюю программу мы завершаем и начнем новую, но на законодательном уровне механизмов ее выполнения пока, к сожалению, нет. В настоящее время готовятся поправки к закону по поводу пятирублевого обязательного платежа. Это не такая уж большая сумма для семьи, зато впоследствии сборы с населения могут решить огромную проблему. В итоге будем иметь несколько гарантированных источников денежных поступлений: республиканский и муниципальные бюджеты, сбор с населения за капремонт (по Татарстану – это около двух миллиардов рублей в год). Для сравнения: тарифы, установленные на текущий год, сильно дифференцированы в разрезе муниципальных образований, размер их варьируется от 0,44 до 2,97 рубля с квадратного метра.

Вкупе с повышением такого платежа обязательно сохранятся меры социальной поддержки граждан. Если квартплата превысит 21 процент от семейного дохода, государство, как и было доселе, предоставит субсидии.

Еще одно нововведение – со следующего года планируется сформировать подомовую информационную базу по капремонту. Наверное, на ее создание уйдет два-три года, но зато в перспективе власти уже будут четко знать – в каком состоянии находится каждый жилой объект. Сегодня стоимость недоремонта отдельно взятого дома определяется по имеющейся бухгалтерской документации, а именно – по остаточной стоимости здания. Но нередко данные бухгалтерии являются сильно устаревшими. И есть случаи, когда стоимость одного квадратного метра в много-квартирных домах составляет (по канцелярским бумагам) всего лишь три тысячи рублей!.. А ведь амортизация объекта оценивается именно по такой информации, влияющей на то, из каких источников и в каком объеме будут выделены деньги на капремонт.

Дорогу осилит активный
Капитальный ремонт всегда сопряжен с большими неудобствами для жильцов. В этой ситуации утешением является тот факт, что после его проведения комфорт жилища существенно улучшается, а коммерческая стоимость недвижимости в обновленном доме возрастает как минимум процентов на двадцать. Для строителей ремонт также связан с массой проблем: жильцы не пускают в свои квартиры или же в момент проведения работ не живут в доме. А трудиться приходится в условиях так называемой “чистовой отделки”, и важно не нанести ущерба внутриквартирному интерьеру.

По данным Минстроя, за два года реализации программы только Государственной жилищной инспекцией РТ приняты меры по 916 обращениям граждан, которые жаловались на ненадлежащее качество капремонта. В нынешнем году, по сравнению с прошлым, количество обращений уменьшилось в 1,4 раза.

– Я призываю активную часть населения обязательно предпринять меры для того, чтобы попасть в программу капремонта 2010 года, – говорит Марат Хуснуллин. – Время есть, федеральные деньги поступят, думаю, только к концу весны. Поэтому сейчас мы распределяем по муниципалитетам очень приблизительный лимит средств. И прикидываем, каково будет участие граждан в будущем проекте. Так что списки программных домов еще формируются, и есть возможность попасть в них. Право на участие в “капитальном” проекте и на выбор вида работ – эта прерогатива принадлежит исключительно гражданам.

В общем, не стоит сидеть сложа руки и ждать, когда придет представитель местного исполкома и предложит отремонтировать ваш дом. Действовать нужно незамедлительно: созвать общее собрание жильцов и принять со-ответствующее решение. Более подробную информацию об этом можно почерпнуть из материалов сайта Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ республики (www.minstroy.tatar.ru).

Как сообщил Марат Хуснуллин, сейчас специалисты Минстроя участвуют в разработке новой федеральной программы модернизации жилого фонда с точки зрения энергоресурсоэффективности.

– У нас огромный запас для сбережения ресурсов, – считает он. – Очередной раз повторюсь, что татарстанцы потребляют жилищно-коммунальных услуг в физическом объеме в два-три раза больше, нежели европейцы. Это по причинам и нашей халатности, и изношенности сетей, и неэффективных технических решений, применяемых в поставке услуг. То есть это комплексная проблема, после решения которой вполне вероятно значительно сократить потребление таких услуг, следовательно, избежать существенного роста тарифов. И со следующего года мы хотим сконцентрироваться на данной задаче. Надеемся, что Татарстан войдет в число пилотных регионов по реализации такой программы и в числе первых субъектов Федерации получит деньги на ее выполнение…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще