Брань на вороту не виснет?

Поводом для этих заметок послужили многочисленные личные наблюдения за тем, как непечатные слова заполонили нашу жизнь.

Поводом для этих заметок послужили многочисленные личные наблюдения за тем, как непечатные слова заполонили нашу жизнь. Сейчас, видимо, уже мало кто удивляется, слыша мат из уст ребятни, играющей на дворе, даже малышей в детских садах. Однако все равно шокирует, когда видишь возле местной музыкальной школы прилично одетых 12-13-летних девчушек, которые как ни в чем не бывало изъясняются между собой матерными словами. Спокойно, мягко – обычный разговор. Они не ругаются, они разговаривают матом – вот что страшно.


Уж явно по-бердяевски получается: безграничная свобода приводит к безграничному рабству.


Обеднение языка – оскудение мысли. Впору в полный голос кричать об экологии души…


– Русский мат сегодня в моде, – недавно горько пошутил один мой знакомый. – Им нынче даже лампочки кроют…


Не секрет, что и нерусский человек любит матюкнуться по-русски.


Увы, брань, сквернословие существуют на Руси с незапамятных времен. Говорят, в начале прошлого века даже кое-где на площадях устраивались поединки между любителями крепкого нецензурного словца.


Трудно не согласиться с составителем первого в мире толкового словаря русского мата Т.Ахметовой: “Каждый человек в России с самого раннего детства начинает слышать слова, которые называют матерными, похабными, нецензурными. Даже если ребенок растет в семье, где не употребляют мат, все равно он слышит его на улице, заинтересовывается значением этих слов, и довольно скоро сверстники растолковывают ему матерные слова и выражения”.


Как явствует из истории, в России неоднократно предпринимались попытки борьбы с употреблением нецензурных слов, вводили штрафы за матерщину в общественных местах, но безуспешно. “Однако мат существует, – констатирует доктор филологических наук Т.Ахметова. – Живет и не собирается умирать, как бы мы ни протестовали против его употребления. И не надо быть ханжами, закрывать глаза, надо изучать это явление и с психологической стороны, и с точки зрения языкознания”.


В последнее время в нашей стране было выпущено немало книг, где так или иначе присутствует ненормативная лексика. Это – уже упоминавшийся толковый словарь “Русский мат”, “Озорные стихи”, “Запретные сказки”, “Озорные романы”, “Озорные частушки и крутые анекдоты”… Несколько лет назад вышел даже необычный номер “Книжного обозрения”, шокировавший многих книголюбов нашей страны, так как был посвящен произведениям известных отечественных писателей и поэтов, где сплошь и рядом русский мат…


…На днях попалась в руки статья известного публициста Леонида Жуховицкого “Таблетки от совести”, где он раздумывает о сегодняшнем житье-бытье. В частности, и о такой распространенной вещи, как мат. “Он неконкретен, он просто грязен и обиден и никакой реальной информации не несет”, – замечает писатель. Бытует мнение, что мат в нашей стране процветает из-за низкого культурного уровня населения. Однако тот же авторитет по мату Т.Ахметова отметила, что может назвать множество имен высококультурных людей прошлого и настоящего, которые принадлежали и принадлежат к самой высокоинтеллигентной и культурной элите и в то же время – большие матерщинники в быту и не чураются мата в своих произведениях.


Из озорства, что ли? “Какой же смысл в жизнестойкой, богатой, изощренной нецензурщине?” – задается вопросом Леонид Жуховицкий. И отвечает так: “Жизнь наша сложна, тяжела, а во многом и нечиста. В недрах личности накапливаются не только духовные богатства, но и духовные отбросы: страх, униженность, подавленный протест, бессильная злость, ненависть, тщеславие, торжествующая подлость, оплеванное чувство справедливости. И всю эмоциональную грязь человек стремится выбросить из души – грязными же словами. Вроде рвоты после отравления…”


Трудно не согласиться с ним. Как в связи с этим не вспомнить известное выражение: “Матерится, как сапожник”. Ведь сколько раз он ударит молотком по пальцу, столько же и разразится отборнейшим матом…


“Но не жить же нам в заблеванном мире! – продолжает Л.Жуховицкий. – Тем более что мат – как водка: чем больше пьешь, тем больше привыкаешь”… И не знает отчаяния первокурсница, с форсом излагающая пахучий анекдот, что из нежного ее ротика так и несет общественным туалетом. И что совсем непросто ее потом поцеловать… Боремся за чистые реки, за чистый воздух. Неужели когда-нибудь задохнемся в грязных словах?


В связи с этим вспоминается прочитанное о случае, который произошел с М.Горьким, когда он путешествовал по Волге-матушке на пароходе. Однажды увидел он на палубе красивую, молодую женщину и был от нее без ума. Но как только услышал, что та произнесла вроде бы невинные слова: “Ух, как я взопрела на солнышке…”, так впечатлительный писатель потерял к ней всякий интерес. Поистине слово – самый сильный раздражитель для любого человека. Оно, как известно, и лечит, и калечит. Конечно, очень важно, с какой интонацией оно произносится. Но грязь, в какую ее упаковку ни прячь, остается грязью. Кто знает, может, и потому еще в нашей стране, испокон веку одной из самых богатых в мире, нелады с укладом жизни, что население обкрадывает себя, не считая сквернословие напастью, пытаясь достичь им душевного равновесия. Что же делать?


Надежда – на религию. Ведь в любой из мировых конфессий ругань осуждается. Православные святые наказывали себя даже за грешные мысли, а не только за слова и дела… Так что брань виснет на воротнике, вопреки пословице.


В.ИЗЕРГИН.
Член Союза журналистов Татарстана и России.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще