Парадоксы безналичных расчетов

Вот уже около полутора десятков лет во многих крупных и мелких фирмах, на заводах и в организациях заработную плату выдают безналичным путем. Деньги перечисляются на персональные счета работников, и управлять их движением можно с помощью персональной пластиковой карты.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Уровень нашей цивилизованности в этой сфере по-прежнему символизирует замусоленная банкнота. Почему?

 

Вот уже около полутора десятков лет во многих крупных и мелких фирмах, на заводах и в организациях заработную плату выдают безналичным путем. Деньги перечисляются на персональные счета работников, и управлять их движением можно с помощью персональной пластиковой карты. Не знакомый с нашей действительностью человек, узнав об этом, наверняка подумает, что в России и, в частности, в Татарстане система безналичного расчета доведена до совершенства. И ошибется.

Сегодня наличие пластиковых карт у населения – естественное положение вещей для всех развитых стран. В некоторые из них вообще не пускают без карт, даже туристов. Действительно, преимуществ хранения всеобщего эквивалента на электронных счетах множество. Во-первых, это исключает угрозу потери наличных денег, что с некоторыми людьми случается довольно часто. Во-вторых, если даже вашу карточку украдут в магазине, на рынке или в транспорте, ее можно быстро заблокировать. А карманников в нашей стране пока явно больше, чем хакеров, работающих с электронными счетами. Вспомним, наконец, сколько в последние годы зарегистрировано случаев грабежей, когда преступники выслеживали людей, получивших на руки крупные суммы денег в отделениях банков или в пунктах обмена валют. В-третьих, безналичная оплата товаров и услуг исключает такие проблемы, как привычное отсутствие у продавцов сдачи, споры из-за ветхих или испорченных купюр и т. п. Не говоря уже об угрозе банального пожара, в котором могут сгореть все сбережения на черный день.

В общем, удобство безналичных расчетов очевидно. Тем не менее при всех приведенных выше плюсах подавляющая часть россиян его до сих пор лишена.

Проследим “круговорот наличных денег” в розничной торговле. Из банка купюры везут и загружают в банкоматы, установленные в торговых сетях. Покупатель с помощью карточки изымает из них наличность, расплачивается ею за товары. Затем эту наличность опять везут в банк, после чего она благополучно возвращается в банкомат, стоящий в супермаркете.

Уверен, что прогремевших в последние месяцы случаев ограбления инкассаторов было бы значительно меньше, если бы наличку перестали в таких масштабах перевозить с места на место, а государство осознало бы для себя всю выгоду от введения безналичных расчетов.

Сегодня создалась парадоксальная ситуация: человек получает деньги на счет своей пластиковой карты не для того, чтобы перечислять их по цепочке дальше так же безналично (во имя чего этот платежный документ, собственно, и задумывался), а для того, чтобы получить свои кровные в ближайшем банкомате в наличном виде, и снова испытывать все неудобства, с ними связанные.

В первые годы после введения пластиковых зарплатных карт можно было видеть картину, когда к банкоматам выстраивались очереди. Тогда думалось, что вскоре этот абсурд будет ликвидирован, потому что магазины и турагентства, рестораны и кафе, парикмахерские и автомастерские начнут принимать безналичные деньги с карт. Однако проблему решили по-другому. Очереди исчезли, потому что… резко увеличилось число банкоматов.

Думается, этому есть свое объяснение. В перечислении зарплат работников на карты были заинтересованы прежде всего руководство и бухгалтерии предприятий и организаций. Ведь с наличкой так много хлопот – ездить за ней в банк, держать специальную оборудованную комнату для выдачи зарплаты, платить деньги кассиру… Нельзя было исключить и возможность грабежей, других эксцессов. Вот и получилось, что желание работодателя избавиться от всего этого стало главным стимулом к прогрессу.

А вот заинтересованности во втором логически напрашивающемся шаге большинство предприятий торговли и бытового обслуживания не выказали. Сегодня даже в супермаркетах больших городов республики не всегда увидишь терминалы по безналичному расчету, а если они и есть, то зачастую в силу тех или иных причин не работают.

Пользователь персональной пластиковой карты Елена Самохвалова из Казани считает, что люди в большинстве случаев предпочитают расплату наличными еще и потому, что для покупателей создаются искусственные барьеры.

– У меня, как и у многих других, часто требуют, например, предъявлять паспорт при оплате безналичным расчетом, – говорит она. – Но ведь очень неудобно носить его в магазины, и, как правило, этого документа с собой не оказывается. А если я, например, хочу расплатиться деньгами с карточки своего мужа? В моем же случае это требование вообще излишне, так как в карте у меня есть пин-код, который знаю лишь я… Бывает и так, что часто не работают терминалы, а иногда из-за какой-то технической неисправности автоматика показывает, что снять деньги невозможно… В общем, пока проблем с безналичным расчетом хватает, и вместо карточки в большинстве случаев приходится доставать кошелек.

– Оборудование для обслуживания пластиковых карт передается торгово-сервисным предприятиям бесплатно, – говорит директор департамента розничного бизнеса “Ак барс”-банка Марат Ганеев. – Другое дело, что с денег, прошедших через этот терминал, взимается комиссия в 2,5 процента. Думаю, чтобы такое оборудование внедрялось более успешно, торгово-сервисным предприятиям необходимо предоставить какие-то налоговые льготы при использовании безналичных расчетов. Нужны стимулы и владельцам пластиковых карт. Например, в Казани одна из сетей магазинов делает скидку в размере пяти процентов при оплате товара безналичным расчетом. Но все-таки пока велика сила привычки. Некоторые владельцы пластиковых карт даже при наличии терминала в магазине все равно по-прежнему используют наличные деньги.

– Комиссионный сбор в два с половиной процента, который взимается с денег, идущих безналичным расчетом, нас абсолютно не устраивает, – говорит Гульсира Абязова, директор одного из магазинов розничной продуктовой сети в Казани. – Мы и так платим массу всевозможных налогов, сборов, и рентабельность многих торговых точек очень низкая, а если еще введем терминалы и будем платить эту комиссию… Да и с обслуживанием этого оборудования скорее всего будут проблемы. Нет, на сегодня задача введения безналичной оплаты в наших магазинах не стоит, и, думаю, не станет она актуальной и завтра…

В наше время в науке и промышленности начинается переход к нанотехнологиям, внедрение которых должно произвести настоящую революцию в производстве и качественных характеристиках товаров. Такую же революцию могут произвести, в случае повсеместного внедрения, безналичные расчеты в обслуживании населения. Однако проведение не очень продуманной фискальной политики, искусственно создаваемые административные препоны серьезно тормозят процесс. А нередко и вовсе не позволяют предпринимателям уходить от наличных расчетов с клиентами. А ведь для всех развитых стран такие расчеты давно стали анахронизмом.

Особую остроту этой проблемы столица Татарстана почувствует ближе к 2013 году, когда в Казани будет проводиться Всемирная универсиада. Думается, ее участники и гости просто не поймут хозяев, когда узнают, что пользоваться своими пластиковыми картами, без которых они уже не мыслят своего существования, в Казани просто негде.

Но все-таки вводить систему безналичных расчетов необходимо не для зарубежных гостей, а прежде всего для нас самих. Хотя бы потому, что это – один из критериев общего уровня состояния сферы услуг, цивилизованности как страны в целом, так и каждого ее региона в отдельности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще