Оценить социальную направленность бюджета 2003 года можно с двух позиций. Во-первых, посмотреть, каково отношение суммы социально направленных статей к общей сумме самого бюджета. Здесь мы достигли больших успехов путем включения в бюджет-2003 средств Пенсионного фонда. Ясно, что сумма сразу же изменилась в пользу социальной ориентированности. Во-вторых, важно, каковы темпы роста распределения бюджета в процентном соотношении к предыдущему году. Здесь надо справедливо отметить, что расходы на образование и медицинское обслуживание растут, конечно, более быстрыми темпами, чем по другим статьям бюджета. Это мы имеем впервые.
С другой стороны, параллельно происходит отмена льгот отдельным категориям работающих. В следующем году эта тенденция продолжится, в том числе по оплате ЖКХ из государственных средств и так далее. Поэтому вполне возможно, что по ряду показателей увеличение расходов на социальную сферу не будет столь категоричным, как это прописано в бюджете. Предположим, будет не подъем на 60%, а на 60% минус 50% оплаты коммунальных услуг в каждой конкретной семье.
Важно, однако, не то, что мы переходим к адресной помощи в социальной сфере, а то, что начинаем избавляться от перекрестного субсидирования. Очень многие льготы возникли во время высокой инфляции, когда не было возможности каждый месяц корректировать зарплату по всей стране. Мы выиграли тогда время, избежали определенных социальных неприятностей, но сейчас это анахронизм, от которого нужно избавляться. Потому что за льготу все равно кто-то платит – или государство, или тот, кто ее не получает, но в конечном счете опять все переносится на налогоплательщика.
Эта схема очень непрозрачна и дает большую свободу для манипуляций. Поэтому замещение таких перекрестных систем субсидирования прямыми выплатами необходимо. Другой разговор – кто-то может от этого потерять, кто-то выиграть.
Кроме того, у нас довольно сложная система оплаты труда работников бюджетной сферы, которая в значительной мере зависит от бюджетов субъектов федерации. Например, в ряде областей существуют дополнительные доплаты врачам, учителям и т.д. И совершенно ясно, что, как показал уже 2002 год, многие области при увеличении заработных плат бюджетникам средств отыскать не смогли и заменили свои дополнительные выплаты простым увеличением заработной платы. Это привело даже не к повышению, а к снижению реальной заработной платы. Сейчас, насколько я знаю, положение исправлено, но вопрос существует.
А.НЕЩАДИН.
Директор Экспертного института при Российском союзе промышленников и предпринимателей.
ИА “Регион-Блицинформ” для “РТ”.