Говорят, прогноз – дело неблагодарное, особенно в нашей стране. И тем не менее все мы строим планы. Семьи прикидывают, что купить в первую очередь – мебельный гарнитур или садовый участок. Директора предприятий прикидывают, на что направить с трудом накопленные деньги – на повышение зарплаты, на покупку нового станка или приберечь прибыль на черный день, когда взлетят вверх тарифы. Руководители Правительства считают по-крупному: хватит ли бюджетных денег, чтобы платить зарплату учителям и врачам, строить жилье и школы, дороги и трубопроводы. Все мы надеемся на лучшее, но держим в голове худший вариант, чтобы быть готовыми к любому развитию событий. Чего ждут от 2003 года наши читатели, какие прогнозы строят?
Иван ГРАЧЕВ, депутат Госдумы России, лидер партии “Развитие предпринимательства”:
– Хочется, чтобы 2003 год прошел под знаком успеха России. Стране пора выбираться из кризисов и застоев. И это возможно, поскольку созданы все условия. За броней нефтедолларов, которые быстро не иссякнут, даже если случится война в Ираке, можно провести нормальную налоговую реформу.
Со своей стороны в части упрощенной системы налогообложения для малого предпринимательства наша партия сделала все что могла, и вполне успешно. В дальнейшем мы по-прежнему будем полагаться на свои силы и, несмотря на сопротивление Правительства РФ, совершенствовать ипотечное, пенсионное и налоговое законодательство. Хотя, конечно, поддержка со стороны власти никому бы не помешала. В целом же ощущение такое, что у России есть шанс покончить с кризисом.
Ильдар ХАЛИКОВ, заместитель генерального директора КамАЗа по экономике и финансам:
– В соответствии с бизнес-планом компании общий объем производства и реализации товарной продукции в наступившем году составит 23,6 млрд. рублей. Прибыль от основной деятельности достигнет 2,8 млрд. рублей против 1,6 млрд. рублей в минувшем году. В 2003 году КамАЗ реализует на внутреннем рынке более 19 тысяч грузовиков. Их экспорт в начале года может быть осложнен возможными военными действиями в Ираке. Поэтому план экспорта на 2003 год сформирован консервативно, с учетом временной остановки отгрузки продукции по полученным заказам.
Возможные потери на Ближнем Востоке КамАЗ предполагает компенсировать за счет увеличения поставок в другие регионы, в том числе и на новые рынки. Лидерами по ввозу “КамАЗов” по-прежнему останутся Вьетнам и Казахстан. Есть планы наладить солидный экспорт машин в Китай, но здесь нам предстоит выдержать острейшую конкуренцию с западными фирмами. В этой борьбе у нас есть и свои преимущества.
Мы вынуждены ограничить в 2003 году выпуск легковых автомобилей “Ока” до 39 тысяч единиц из-за дефицита силовых агрегатов. Но нам предстоит резко улучшить качество изготовления микролитражек. Первый шаг в этом направлении – запуск современной линии окраски фирмы “Durr”. Проблема качества актуальна и для грузовиков. В основной формуле конкурентоспособности “цена плюс качество” мы намерены наращивать вторую составляющую более высокими темпами.
Геннадий ДИВАВИН, генеральный директор казанского завода “Электроприбор”:
– 2003 год легким не будет, по крайней мере, для товаропроизводителей. Да и с чего ему быть более удачным, чем год ушедший? Посмотрите, размеры налогов не уменьшились, они, наоборот, возросли, несмотря на все заверения федеральных властей, что реальный сектор экономики вздохнет свободнее. Наше предприятие стало платить больше налогов еще и потому, что для “оборонки” отменили инвестиционные льготы. Депутаты своими непродуманными решениями ухудшили экспортные дела предприятий, теперь пошлины мы платим не когда деньги поступили на счет, а когда отгрузили продукцию. Разрыв между этими двумя событиями бывает значительным.
Несмотря на все заверения, федеральное Правительство так и не решило вопрос о содержании неиспользуемых мобилизационных мощностей, нет больших подвижек с госзаказом для “оборонки”. Объем поставляемой продукции на внутренний рынок не настолько велик, чтобы говорить о коренном изменении ситуации. Печально и то, что именно сейчас мы не закладываем фундамента для развития на ближайшие годы. Правительство РФ осложнило ситуацию в отечественном авиастроении, разрешив закупку “Боингов” и “Эрбасов” без таможенных пошлин. Мы поддержали зарубежные компании, зато нанесли такой удар по российским предприятиям, от которого будет сложно оправиться. Следовательно, трудно придется и тем заводам, которые работают на комплектацию самолетов.
Шамиль АГЕЕВ, председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:
– Думаю, 2003 год будет напряженным, в первую очередь потому, что экономика отойдет на второй план. Бал будет править политика, поскольку предстоят выборы депутатов в Госдуму. И будет жаль, если та благоприятная для развития малого бизнеса ситуация, которая сейчас сложилась в республике, изменится в связи с политическими баталиями.
Нам нельзя упустить свой шанс для рывка в сфере предпринимательства, нужно закрепиться на завоеванных рубежах и идти дальше. А для этого необходимо проявить больше собранности и выдержки.
Лутфулла ШАФИГУЛЛИН, первый заместитель министра земельных и имущественных отношений РТ:
– Полагаю, что в 2003 году мы все станем мудрее. Россияне привыкли надеяться на чудо, а чуда все не происходит. Чудо бывает, когда упорно работаешь и движешься к поставленной цели. По-моему, в 2003 году мы окончательно расстанемся с этими иллюзиями и начнем действовать согласно рыночным механизмам. Это фундамент для того, чтобы произошли изменения к лучшему.
У нас в республике неуклонно растет частный сектор в экономике, появилась правовая база для продажи земли. В нынешнем году мы должны разобраться с земельными паями на селе, чтобы каждый знал, какой у него участок и где эта земля находится. Люди смогут работать уже конкретно на своей делянке, зарабатывать на ней, планировать свою жизнь исходя из доходов.
Мнения и прогнозы собрала