Спортивные беговые лыжи (Racing) – узкие и, как правило, “прямой” геометрии: одинаковой ширины у носка, колодки и задника – очень дорогие. Их делают по передовым технологиям, снижающим вес и улучшающим скольжение, каждая пара подбирается по соответствию всех параметров левой и правой лыж, проходя для этого компьютерный контроль. Одна и та же модель выпускается с разной жесткостью.
Куда доступнее любительские спортивные лыжи, эти модели тяжелее, технологии проще, цены – ниже. Лыжи для активного катания (Fitness) не требуют хорошей лыжни, они шире беговых, их скоростные характеристики хуже, зато лучше проходимость и устойчивость. Устойчивости и управляемости на поворотах способствует и “приталенная” геометрия (середина лыжи более узкая).
На движение по лыжне и целине рассчитаны прогулочные туристические лыжи (Touring) – широкие, “приталенные”, прочные, с усиленным кантом.
Для подростков выпускаются юниорские лыжи (Kids) всех разновидностей – обычно это те же взрослые модели, но меньшей длины и жесткости.
Самые дешевые лыжи – деревянные: они стоят 250-450 рублей. Когда-то на них катались чуть ли не поголовно все жители северных стран. И их не смущало то, что такие лыжи были недолговечны, их приходилось смолить, без смазки “по погоде” они не ехали: снег прилипал и препятствовал скольжению, а при хранении быстро портились от высокой влажности и температуры. Пластиковые лыжи легко вытеснили их. Впрочем, деревянные по-прежнему есть в продаже, однако, поскольку их производством никто всерьез не занимается, качество их зачастую оставляет желать лучшего.
У всех современных беговых лыж синтетическая скользящая поверхность из высокомолекулярного полиэтилена с различными добавками. Для улучшения скольжения верхний слой дополнительно обрабатывается: шлифуется и полируется, на него наносится продольное тиснение.
Пластиковые лыжи хорошо скользят по снегу в обе стороны. Чтобы уменьшить отдачу, их смазывают под колодкой соответствующей погоде “тормозящей” мазью. Для исключения отдачи на скользящей поверхности некоторых лыж делают специальный рельеф или насечку. При этом отпадает необходимость в смазке, но скоростные качества заметно падают, такие лыжи пригодны только для прогулок.
При покупке лыж особое внимание уделяют длине. Если вы берете их для конькового хода, она должна быть такой: ваш рост плюс 10-15 см. Для “классики” – рост плюс 20-25 см (носок лыжи должен касаться середины ладони вытянутой вверх руки). Универсальные лыжи – среднее между “классикой” и “коньком”.
Самое важное в лыжах – весовой прогиб (зазор под лыжей в области колодки). Профессионалы считают, что он определяет 60% скользящих свойств лыж. Подходящий весовой прогиб выявляется экспериментально: для этого лыжи, прислоненные друг к другу скользящими поверхностями, сжимают в области колодки. Если при этом под колодкой остается зазор не более 2 мм, но поверхности не соприкасаются – эти лыжи вам подходят.
Из основных современных систем креплений самые простые и доступные Nordic 75 мм (NN75): они в 5-10 раз дешевле, чем крепления для профессионалов, да и ботинки к ним недороги. В отличие от старых в них не четыре, а три штырька, которые расположены всегда одинаково и подходят к ботинкам любого размера. Ботинок фиксируется боковыми “щеками”, а выступающий на носке рант закрепляется прижимной дужкой. Корпус креплений чаще всего металлический, но встречается и пластиковый.
Наиболее сложны по конструкции и дороги спортивные ботинки для конькового стиля – жесткие и высокие, со специальной пластиковой манжетой, охватывающей голеностоп и соединенной с пяткой.
Универсальные модели ботинок, рассчитанные на оба стиля катания, имеют среднюю жесткость и снабжены съемной манжетой или усиленным голенищем.
“Продвинутые” дорогие модели – это, как правило, “ботинок в ботинке”. Внешний “кожух” обеспечивает водонепроницаемость и жесткость, а сделанный из мягких материалов внутренний позволяет ноге дышать и чувствовать себя более комфортно.