Педагоги республики проходят проверку единым госэкзаменом
Около 40 процентов аттестуемых учителей Татарстана из числа тех, по чьим предметам школьники сдают ЕГЭ, до середины декабря сами пройдут тестирование по материалам единого госэкзамена прошлых лет. С инициативой такой проверки нынешним летом выступил министр образования и науки республики Альберт Гильмутдинов. По задумке министерства, в ближайшие пять лет проверку единым госэкзаменом должны пройти все республиканские педагоги.
В Межшкольном учебном комбинате Советского района Казани занятия для школьников идут своим чередом. Но в последнее время детей просят не сильно бегать и шуметь на переменах. Объясняют: в соседних классах учителя… сдают ЕГЭ. “Серьезно?!” – не на шутку удивляются старшеклассники, и гомон сразу стихает – понимают ученики, что дело серьезное…
На сегодняшний день через “егэшные” тесты прошли педагоги тридцати шести районов республики. Не все из них едут на экзамен в Казань – тестирование проводится еще в Бугульме и Набережных Челнах. К слову, прекрасная организация экзамена – одно из первых, что отмечают в своих отзывах учителя, прошедшие через непростую процедуру. Эти отзывы специально собирают в министерстве, чтобы потом проанализировать и сделать выводы, на что в первую очередь обращать внимание при подготовке к ЕГЭ. Что интересно – многие педагоги, испытав на себе все прелести новой системы проверки знаний, учеников своих теперь… жалеют:
“На детей ложится страшная нагрузка, нужно разгрузить учебные предметы!”
“Побывали в “шкуре” ребенка и поняли, что формулировка заданий чересчур усложнена”.
А главный недостаток ЕГЭ, про который в отзывах пишут чуть ли не через одного, – это, оказывается, нехватка времени!
“Время, отведенное на экзамен, следует увеличить”.
“Даже мы, учителя, не в состоянии уложиться в такой срок”.
В общем, как опять же написано в отзывах, теперь педагоги “лучше поняли, с какими проблемами сталкиваются ученики”. Не правда ли, такое понимание дорогого стоит? Думается, неплохо бы пройти через подобное испытание и членам федеральной комиссии, занимающейся усовершенствованием ЕГЭ, – для них бы тоже многое прояснилось…
Пока ЕГЭ для татарстанских учителей – дело добровольное. Как рассказала нам ведущий советник сектора аттестации педагогических кадров отдела кадровой политики Минобрнауки Гельфия Заярина, его предлагают сдать тем педагогам, которые проходят аттестацию, чтобы повысить свою квалификационную категорию (ведь повышенная категория – это, помимо всего прочего, еще и более высокая зарплата). Чтобы получить 2-ю категорию, нужно набрать по своему предмету не менее 60 баллов. Для 1-й требуется 70, ну а для высшей – не менее 80 баллов.
На днях среди педагогов появились первые “стобалльники”. Их двое, оба – учителя информатики, оба из Бавлинского района. Что интересно: один когда-то был учителем второго.
Так что все не случайно. А в целом, отмечают в министерстве, учителя пишут работы лучше, чем их ученики, хотя резерв, конечно, еще есть. Так, явно не дотягивают до высоких баллов некоторые преподаватели иностранного языка в сельской местности. Что вполне объяснимо: зачастую этот предмет здесь преподают педагоги другой специализации, прошедшие курсы переквалификации. Если же говорить о лидерах по районам, то на нынешний день можно отметить высокие результаты у педагогов Московского, Приволжского районов Казани, а также Бугульмы. Но это, повторимся, только предварительные итоги, ведь пока еще не все из претендующих на повышение квалификации сдали экзамен.
– По итогам тестирования будет делаться серьезный анализ – и по районам, и по предметам. Будем выявлять “западающие” темы, – поясняет Гельфия Заярина. – Но не стоит ждать каких-то глобальных оргвыводов. Цель аттестации – не увольнять, а повысить качество работы педагогов.
Списывают ли учителя на ЕГЭ? Гельфия Заярина призналась, что единичные случаи пользования мобильными телефонами все же были… Но в подавляющем большинстве педагоги отнеслись к проверке ответственно. Некоторые, кстати, даже обрадовались, что вместо прежнего аттестационного тестирования, куда входили вопросы по педагогике и психологии, придется “всего лишь” написать тест по родному предмету. А еще в министерстве нам рассказали, что, прежде чем вводить новую форму аттестации, министр и его заместители сами выполнили “егэшные” тесты для ознакомления. Говорят, результаты оказались очень приличными.
Кстати, результаты экзаменов, размещенные на ведомственном сайте, зашифрованы, и узнать их могут только сами экзаменуемые и ответственные за аттестацию сотрудники министерства. Рядом с количеством баллов в таблице не указывается даже школа. Единственное, чем пока грозит педагогам несдача ЕГЭ, – им не повысят квалификационную категорию. Хотя возможность пересдать экзамен у “двоечников” из числа педагогов есть. Как и подать на апелляцию – если и вторая попытка окажется неудачной. Заметим, что проверяют работы в Республиканском центре мониторинга качества образования те же эксперты и по тем же методикам, что и школьные тесты.