Бой пиратам и… семейным бюджетам

Не так давно Правительство РФ озаботилось правами интеллектуальных собственников – так называют авторов различных произведений – литературных, художественных, музыкальных, научных.

Не так давно Правительство РФ озаботилось правами интеллектуальных собственников – так называют авторов различных произведений – литературных, художественных, музыкальных, научных. В ряду интеллектуальной собственности, наиболее часто подвергающейся нападению пиратов, – фонограммы музыкальных произведений, кинофильмы, видеоигры и программы для компьютеров. Пиратами называют тех, кто нелегально производит и торгует всей этой контрафактной (от фр. contrefaction – подделка) продукцией. В минувшем году ее было продано в России на 250 миллионов долларов США.


Лет десять тому назад, когда и компьютеров, и видеомагнитофонов в России “кот наплакал”, подделок отечественного изготовления практически не было. Тогда везли их из Китая и Болгарии. Теперь же почти каждая пятая семья оснащена компьютером и каждая десятая – видеомагнитофоном. И произошло то, что в условиях рынка не могло не произойти, – спрос породил предложение. Появился доморощенный изготовитель подделок, в массе своей вполне доброкачественных, практически неотличимых от легального товара. Причем в таких масштабах, что потребитель полностью удовлетворен количеством, ассортиментом, а главное, и качеством. Продавцы утверждают, что покупатели дисков для компьютера нередко просят “настоящего Фаргуса”, чья торговая марка – залог высокого качества, не подозревая что этот самый “Фаргус” – пиратская фирма.


Новинки “из-под полы” появляются на российском рынке раньше, чем у легальных производителей, нередко опережают даже их появление на родине оригинала. Оперативность завидная. При этом подпольные изготовители не перегружают свою продукцию удорожающими “довесками” в виде красочных упаковочных коробок-футляров, лишь бесполезно занимающих место в домашней фонотеке.


Подпольщики материально не ответственны перед авторами песен, игр, компьютерных программ, не выплачивают им гонораров. К тому же сбывается этот товар большей частью с лотков коробейниками, а не менеджерами, говорящими на трех европейских языках, с прилавков фешенебельных салонов, оснащенных компьютерами, кондиционерами, с охраной в дверях. По совокупности этих обстоятельств цены на пиратскую продукцию в три-четыре, а то и в десять раз ниже, чем на легальную.


Тут мы должны заметить, что уровень цен строго соответствует закону рынка, он находится на уровне покупательной способности массового потребителя, который, как известно, у нас не очень-то способен на дорогостоящие покупки вообще.


Признайтесь сами себе: если подпольная продукция не дурна и дешева, чего это ради покупать такую же втридорога, хоть она и лицензирована? Это вам не самопальная “сивуха”, от которой слепнут, а высокоинтеллектуальный продукт, от которого прозревают. Спрашивается, какой от нее вред и кому?


Говорят, что пираты наносят ущерб государству. Даже подсчитали, какие убытки оно понесло в прошлом году – около 100 миллионов долларов США от недополученных налогов. И 575 миллионов в той же валюте недополучили так называемые правообладатели этой интеллектуальной собственности. Нетрудно подсчитать, что если бы покупатель уплатил сполна как положено, то цены взлетели бы на 400 процентов! Тут есть над чем задуматься.


Вряд ли при таком уровне цен было бы широко доступно прежде всего то, что называют программным продуктом, без чего невозможно сколь-нибудь эффективно пользоваться компьютером. Главные потребители этого вида пиратского товара – молодежь, “физические лица”. Это они толпятся у открытых лотков с “контрафактами”. Банки и мало-мальски солидные фирмы “отовариваются” лицензионными дисками в солидных магазинах, которые сотни долларов за квадратный метр аренды торговых площадей включают в стоимость товара. В свою очередь, “юридические лица” расходы на них относят на издержки производства, а потом – на цену конечного продукта, за который расплачиваемся мы, дорогой читатель.


По данным экспертов, в России пиратская продукция составляет около 75 процентов от всего объема продаж. Это не самый большой показатель. Россия пропускает впереди себя 12-13 стран – Вьетнам, Китай, Ливан и прочие развивающиеся страны. А за нами следуют Греция – 64 процента, Испания- 49. Даже в США – четверть от всех продаж пиратские! В абсолютных величинах американцы теряют только на домашнем рынке 2 миллиарда долларов. К слову, разговор в Правительстве о пиратской индустрии и защите интеллектуальной собственности возник после обращения к российским властям посла США г-на Вершбоу. Он потребовал принять меры, поскольку, мол, российские пираты наносят огромный ущерб американским производителям программного продукта.


Теперь отвлечемся от пиратской темы. Оказывается, что, несмотря на колоссальный разрыв в затратах на образование – в расчете на одного среднестатистического россиянина в 2001 году пришлось 1,33 долл., а в США -2500 долл., – российские школьники на олимпиадах по физике и математике обходят своих заокеанских сверстников. По химии идут следом впритык, с отставанием на 1,8 балла, по биологии наши занимают 7-е место, а юные янки вообще не попали в первую десятку.


Не следует напрямую связывать эти успехи с широкой доступностью к программному обеспечению, но и нельзя игнорировать необходимость интеллектуальной “пищи” растущим организмам, без которой в современном – информационном – мире просто невозможно обойтись.


И еще одна сторона информационных носителей, доступных по цене широкому кругу. В России только официально зарегистрированных почти полмиллиона наркоманов. 70 процентов – это молодые люди в возрасте до 25 лет, большинство из которых пристрастилось к пагубному зелью в 15-16 лет. В действительности же, как утверждают специалисты, наркоманов более 3 миллионов. Даже американская газета “Вашингтон таймс”, комментируя эти российские цифры, пишет, что “профилактических программ почти не существует, а в десятилетие, последовавшее за расколом Советского Союза, постоянно закрывались финансировавшиеся Правительством молодежные клубы и центры отдыха, благодаря которым многие дети и подростки не попадали в беду”.


Трудно точно измерить профилактическую способность контрафактной продукции, но то, что этот специфический товар в какой-то мере взял на себя функции ликвидированных клубов, центров отдыха, станций технического и художественного творчества молодежи и юношества, сомневаться не приходится. Так не лучше ли легализовать крупные подпольные производства, доказавшие на деле свою технологическую и сбытовую состоятельность? Их не так уж и много в каждом из направлений – музыкальном, видео и программном. А перед авторами, в том числе и зарубежными, – поставить вопрос о снижении гонорарных запросов, уменьшении нормы прибыли, которая будет компенсирована возросшей массой легализованного товара.


Так или иначе, но равновесие спроса и предложения, установившееся при нынешней структуре рынка и уровне цен, нельзя нарушать. Семейные бюджеты не выдержат четырехкратного удорожания, и сотни тысяч, если не миллионы молодых людей будут лишены увлекательных и, безусловно, полезных занятий.


В.КРИВОШЕЕВ.
Кандидат экономических наук.


(ИА “Регион-Блицинформ” – для “РТ”).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще