Если потребитель понес материальные убытки из-за исполнителя услуг или продавца, то суд может взыскать с виновника сумму ущерба. Но процесс борьбы за свои права нередко тяжко дается истцу, и он не прочь компенсировать свои моральные страдания. Во всех ли случаях можно выставить подобное требование?
В статьях 131 Основ гражданского законодательства, 13 Закона РФ “О защите прав потребителей” и 151 Гражданского кодекса понятие “моральный вред” определено как физические и нравственные страдания.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание “степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства” (ст. 151 ГК РФ). Никаких “методик расчета” размера возмещения нет. В добровольном порядке ответчик может компенсировать моральный вред только через примирительную судебную процедуру, называемую “мировое соглашение”. Размер возмещения определяет только суд.
При этом, когда дело подпадает под действие Закона РФ “О защите прав потребителей”, госпошлину платить не нужно. А если не подпадает, то при обращении в суд по поводу взыскания морального вреда с виновного в нарушении ваших прав, согласно пункту “д” части 1 ст. 3 Закона РФ “О государственной пошлине”, придется оплатить госпошлину.