Главы сельских поселений Лениногорского района, выходя на трибуну, сыпали афоризмами. И все, главное, к месту да так ловко, что хоть записывай их в блокнот – непременно сгодится в наших реалиях. И со Змеем Горынычем себя, новых муниципальных чиновников, сравнивали. И на мифические пять копеек предлагали прожить и “ни в чем себе не отказывать”. И картошке, которую в землю зарыли и опять выкопали, себя уподобляли.
Но все это не от желания блеснуть знанием фольклора, а скорее, от отчаяния. Ведь тема, которая рассматривалась в минувший четверг на выездном заседании депутатов Госсовета РТ, гласила: “О реализации вопросов местного значения органами местного самоуправления Лениногорского муниципального района”.
Тема более чем актуальная. Поскольку несовершенство федерального закона под номером 131, который призван полностью изменить взаимоотношения власти с народом, сегодня очевидно. Как очевидно и то, что его надо изменять, внося требуемые жизнью поправки. А их столько, что впору говорить о новом законе.
Трудно не согласиться с председателем Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению Валентиной Липужиной, которая вела работу выездного заседания: этот закон был нужен, потому что нужно было менять жизнь. Другое дело, каким он получился. Более трех десятков изменений многострадального 131-го уже предложено нашими законодателями. Но возникают все новые и новые проблемы, большая часть из которых, как подчеркнул глава Письмянского сельского поселения Сулейман Фаткулин, вызвана тем, что новая сельская власть вынуждена уподобляться тем, кто стоит на паперти с протянутой рукой. Есть обязанности и круг полномочий, но ни один пункт не подкреплен финансовой базой. Воистину: иди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю что.
И эта ситуация не изменится, пока федеральные законодатели не опустят свой взор в основание властной структуры, чтобы узнать, как же выпутываются из тенет нового закона сельские муниципалы. А на них обрушилось все несовершенство поспешно принятого документа, регламентирующего их жизнь. Вот и Татьяна Михина, возглавляющая Зеленорощинское сельское поселение, говорит о том же.
– Мы устали от неразберихи, дело доходит до полного абсурда, – горько заметила она. – К примеру, только десять процентов суммы, полученной от налога на доходы физических лиц, остаются в самом поселении. А что еще есть у нас? Уговариваем народ заниматься хозяйством, предпринимательством. Но литр бензина сегодня стоит в четыре раза дороже, чем литр молока. Считать доходы-расходы крестьянин умеет.
Изменения в налоговом законодательстве привели к тому, что изменилась и структура доходов, которые были закреплены за районом и поселениями. Они лишились средств, поступавших в виде налога на имущество организаций, налога на добычу полезных ископаемых.
Кстати, ударило это по всей республике, заметила Валентина Липужина. Татарстан впервые встал в ряд дотационных республик, “заработав” из-за потерянной суммы НДПИ дефицит бюджета. Так что оснований для законотворчества в этой сфере более чем достаточно. Необходимо пересмотреть структуру как федеральных, так и региональных налогов, а также нормативов отчислений от них, закрепленных на муниципальном уровне.
Снижение доли собственных доходов местных бюджетов, как заметил глава Лениногорского района Рягат Хусаинов, оказало существенное влияние на уровень самодостаточности самого района. Сельские поселения, которые входят в его состав, в большинстве своем дотационные. Из двадцати пяти только одно – Новочершилинское – полностью обеспечивает себя своими доходами. Письмянское – на сорок пять, а вот, к примеру, Новоиштерякское и Туктарово-Урдалинское – только на семь процентов. При этом местные бюджеты сбалансированы не по финансовым возможностям и обязательствам, а по доходам и расходам. И это, заметим, разные вещи. Кроме того, руководитель района отметил, что затянувшийся процесс регистрации земель и постановки их на кадастровый учет, а также отсутствие у поселений действенных рычагов воздействия на тех, кто не торопится оформлять права на имущество и землю, чтобы не платить налоги, напрямую влияют на исполнение местных бюджетов.
И депутаты Госсовета, принявшие участие в выездном заседании, и представители министерств, и сельские муниципалы были едины в том, что практика выполнения вышеупомянутого федерального закона убеждает, что в ходе реализации реформы местного самоуправления существенно расширился круг вопросов местного значения. Это привело к тому, что увеличился объем обязательств муниципальных образований. Но без подкрепления источников их финансирования.
О том, как это выглядит, депутаты Госсовета смогли увидеть непосредственно в сельских поселениях, где они побывали до начала пленарной части заседания. Главы Федотовского, Нижнечершилинского, Куакбашского СП рассказали о буднях и заботах своих поселений. В самом Лениногорске немалый интерес вызвала деятельность территориальных общественных советов самоуправления, в одном из которых побывали казанские гости.
Опыт города, как заметили депутаты, может быть интересен республике и в части совершенствования экологической работы. Здесь успешно действует одна из немногих мусоросортировочных станций, о работе которой рассказал в ее стенах главный инженер этого предприятия.
Ценность такого рода выездных совещаний несомненна. И законодатели видят, как осуществляются принятые ими документы, и у исполнителей этих законов есть возможность напрямую задать свои вопросы. Проблем немало. Но как бы то ни было, руки опускать нельзя. Другого пути просто нет, подытожили участники выездного заседания. Необходимо повышать налогооблагаемую базу, принимать меры по решению вопросов местного значения. И не терять надежды на то, что предложения татарстанских законодателей наконец-то будут услышаны в Госдуме.