Мысль о том, что телевидение – неизбежное зло, давно перестала быть оригинальной. Отупляющее воздействие ежедневного обязательного двух-трехчасового (а у кого-то и поболее) ничегонеделания у домашнего экрана уже тоже давно не дискутируется. Это “семечки” по сравнению с агрессивной и назойливой до неприличия рекламой товаро- и услугопроизводителей, от которой каждый спасается как может: вырубив звук, закрыв глаза или вообще переключив канал.
И все же мы можем сколько угодно ругать треклятый ящик, но, случись что в стране, “бегаем” по каналам в поиске интересующей нас достоверной информации.
Так о чем же эти заметки?
По большому счету – о тоске телезрителя, мечтающего о таком телеканале, который не насиловал бы его психику, был другом, товарищем и братом и при этом отвечал самому взыскательному вкусу…
Вот уже почти год ГТРК “Татарстан”, который, по пониманию многих, вскоре станет некоей дочерней структурой федерального телевидения, трясет и корежит. Создание в его недрах открытого акционерного общества “Телерадиовещательная компания “Татарстан – новый век” (если коротко, “ТНВ”) с приданием ему статуса главного республиканского канала, а также спешное и неравное разделение имущества и коллектива породили массу недоуменных вопросов, проблем и недовольств.
“В связи с реорганизацией ГТРК “Татарстан” и расширением телерадиокомпании “Новый век” в Кабинет Министров РТ поступают обращения от заинтересованных организаций с просьбами о сохранении той или иной социально значимой телевизионной передачи в сетке вещания ГТРК “Татарстан” или переводе ее на канал “ТНВ”. Поступает большое количество жалоб от сотрудников радио и телевидения на несправедливые, с их точки зрения, решения руководства той и другой компании по поводу конкретных сотрудников или теле- и радиопрограмм”. Это строки из аналитической записки начальника отдела по работе с общественными организациями и СМИ Кабмина РТ Фарида Шагиахметова, подготовленной к заседанию Комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопросам Госсовета РТ, которая вплотную занялась изучением проблемы.
Канал “ТНВ” уже сегодня вещает за пределы республики – предполагается, что его передачи сможет смотреть татарское население, проживающее на территории Российской Федерации. По сообщению руководителей татарских СМИ, действующих в регионах России, действительно, имеется определенный спрос на телевизионные и радийные программы о Татарстане. И в этом плане “ТНВ” должен оправдывать свое существование и служить не только для удовлетворения любопытства наших соотечественников (скажем, в качестве объективного источника информации об исторической родине), но и стать достаточно привлекательным каналом в целом для зрителей России.
А пока обе компании, располагающиеся на одних и тех же производственных площадях и дотируемые до сего дня из одного и того же источника – республиканского бюджета, переживают смутное время и мало чем отличаются друг от друга. Как уже, вероятно, знают читатели-зрители, произошла неожиданная смена руководства ГТРК “Татарстан”. Однако если в скором времени и будет наблюдаться некая стабилизация обстановки в двух коллективах, по сути она не решает всех проблем, вставших во весь рост перед самими каналами в процессе новаций.
Причины происходящего в общем-то понятны. В ходе реорганизации острее обозначилась не только техническая и финансовая нищета республиканского государственного телевидения, ныне искусственно расчлененного на две неравные составляющие. Многие из существующих программ, даже поменяв свое название и канал вещания, в качественном отношении так и не сумели преодолеть барьера серости. Передачи на татарском языке, заказные программы страдают провинциальным мелкотемьем и редко могут претендовать на интерес аудитории, выходящей за рамки отдельно взятого района или предприятия. Можно, конечно, прикрывая непрофессионализм, поддерживать свой имидж за счет покупных программ, в том числе и “крутых” зарубежных фильмов, но стоило ли тогда вообще огород городить… Чего-чего, а местных каналов, являющихся на деле сетевыми партнерами крупных российских коммерческих телеканалов и втягивающих в республику ежедневно каждый по десять-пятнадцать часов попутного “иновещания”, у нас ныне хватает с лихвой.
Что же, реорганизация государственных каналов зашла в тупик?
Несколько месяцев назад в Кабмине были разработаны пути (автор – главный референт упомянутого отдела по работе с общественными организациями и СМИ, в недавнем прошлом – заместитель председателя ГТРК “Татарстан” Рустем Камалов) дальнейшего развития системы всех республиканских электронных СМИ. Суть их заключается в том, чтобы коренным образом изменить взаимоотношения государства с телерадиокомпаниями, независимо от их форм собственности. Любопытно, что идентичной точки зрения придерживается и председатель Комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопросам Разиль Валеев, который к тем же выводам пришел самостоятельно. Ему, как одному из давних авторов и телеведущих, ТВ-кухня знакома изнутри.
Итак, что же предлагают авторы нового взгляда на ТВ?
В первую очередь, создать рассчитанную на некий срок государственную концепцию в области телевидения с учетом деятельности всех каналов, включая и коммерческие. Затем, исходя из этой концепции, продумать единую для всех систему целевого финансирования телеканалов и отдельных телевизионных проектов. Это, в свою очередь, позволит создать условия для возникновения в республике полноценного рынка телепродукции, поддержки студий – производителей телепрограмм и продвижения наиболее значимой их продукции на телеканалы других регионов.
Из всего предложенного вытекает немало интригующих вопросов. Рынок – это хорошо, даже замечательно. Но каким образом практически можно отделить друг от друга вещателей и производителей программ, если они всегда находились, что называется, в одном флаконе? Провести еще одну реорганизацию? Поделить еще раз уже однажды поделенное имущество? И потом, как известно, больше прав у того, кто заказывает музыку. Вряд ли тем, кто реально распоряжается бюджетом, понравится режущая слух мелодия. Так что целевое финансирование, как ни крути, предполагает прямой заказ (а возможно, и диктат) государственных структур.
На все эти витающие в воздухе вопросы и пытается искать ответы рыночная концепция реорганизации государственного ТВ, ставящая во главу угла в первую очередь интересы потребителя. Механизм ее реализации предполагает, в частности, введение института наблюдательного совета, без ведома и рекомендации которого не должна дотироваться из бюджета (то есть из нашего с вами кармана!) ни одна программа. Вместо практики финансирования расходов телевидения в целом, как это делается сегодня, появляется схема оплаты определенного объема вещания, причем с учетом выбора конкретных, социально значимых и качественных программ.
Скорее всего, рыночная концепция будет встречена весьма настороженно в государственных электронных СМИ, хотя она уже вызывает живейший профессиональный интерес среди коммерческих каналов. Представьте, сегодня немало студий – производителей готовы были бы участвовать в тендере, случись государству объявить конкурс на ту или иную телепрограмму (в виде госзаказа, с оплатой принятой к показу продукции).
Увы, рынок предполагает жесткую конкуренцию, и это означает, что не у дел могут остаться многие из тех, кто за гарантированную бюджетную зарплату работает по принципу лишь бы записать передачу. А как она прозвучит в эфире и какую зрительскую аудиторию соберет, это уже дело десятое…